Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Страна за один «Евро»Максим Жбанков. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель «Белорусского Коллегиума». Неизменный ведущий «Киноклуба» в кинотеатре «Победа». В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры «Белорусской деловой газеты». Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах «Мастацтва», «Фрагмэнты», «pARTisan», на сайте «Наше мнение». Мерять жизнь призами и наградами — дело зряшное. Но популярное. В основном (оставим в покое спортсменов) среди людей с тайным комплексом неполноценности. Возможно, международные состязания выдуманы специально для них. Лузерам — занятие, всем прочим — развлечение. Превратить рядовой поп-конкурс в дело государственной важности способна лишь «невыездная» страна, увязшая в личных проблемах. Кажется, это именно наш случай. Часто кажется, что в родной культурной жизни есть только две ключевых темы: «Когда белорусский фильм возьмет «Оскара»?» и «Кто поедет на «Евровидение»?» Первый вопрос риторичен и фиксирует, скорее, невнятный горизонт возможностей обновленного «Беларусьфильма». А вот второй вполне конкретен и отражает особенности наличной культурной политики. Тот, кто простодушно вопрошает: «Да что они забыли на этом «Евровидении»?» не видит главного: «Евровидение» — вовсе не песенный конкурс. И никогда им не был. Придуманный после второй мировой как повод для братания недавних противников и коллаборационистов, «Евро» работает послом доброй воли и континентального позитива. Именно поэтому конкурс традиционно сторонится радикальных экспериментов и неформатных талантов, раз и навсегда выбрав максимально комфортный и устраивающий всех формат типового евро-попса. Даже чебурашки «Lordi» — всего лишь раскрашенные клоуны, сумевшие включить в легальный каталог банальностей горсть старинных хард-роковых клише. Прелесть взрослого «Евровидения» (детское — отдельная тема) в том, что с равным успехом может победить артист любого класса: система народного голосования работает в режиме не музыкальной экспертизы, а коллективной солидарности. Мы традиционно поддерживаем Россию, «наша Раша» голосует за белорусов… И так далее по карте. Любой результат «Евро» отражает актуальный расклад европейских симпатий. И зависит не столько от таланта исполнителя, сколько от его правильной подачи. Победить на «Евровидении» — значит, угадать верный код коммуникации. Что толку нервно искать бронебойные хиты и дрессировать подтанцовку? Все равно потом придет Сердючка — и сорвет заслуженные овации. Здесь выигрывает тот, кто нашел точную (т.е. аттракционную и не агрессивную) форму презентации национальной души. Такой, какой ее готовы принять соседи по континенту. На уровне отдельной страны этим заняты национальные отборочные комитеты. Результаты трудов белорусских культур-менеджеров мы наблюдали в начале этой недели. Набор финалистов смотрелся странно. Свести в одну линейку знойную диву Гюнеш, наивный бойз-бэнд Litesound, глянцевого российско-белорусского хлопчика Алехно и примодненных клабберов «По глазам» можно было лишь в двух случаях: если выбирали не по качеству материала, а исключительно по экстерьеру. Или если результат такого «состязания» был известен заранее. И стояла другая задача: создать пеструю массовку для фаворита. От публики, вяло махавшей флажками, не зависело практически ничего (да ее никто и не спрашивал). От блёклого песенного материала, словно собранного на одном и том же конвейере, — тем более. Отбирали не артиста. Отбирали публичную фигуру — полномочного и чрезвычайного представителя «синеглазой и светлорусой» Родины. Ясно, что при таком раскладе смуглая Гюнеш пролетала как фанера, будь она хоть Донной Саммер и Мерайей Кэри в одном флаконе. Понятно, что мальчики из «Litesound» отработали как живая иллюстрация тезису «Молодым везде у нас дорога» — а большего никто не даст. Да и сами не потянут. Что касается «По глазам», то их убила уже бойкая речевка ведущего Дениса Курьяна, сообщившего, что фронтвумен Стася «получила диплом Гиннеса как самая экстравагантная вокалистка» (!!!). Информация, мягко говоря, сомнительная. Но суть не в этом: международный конкурс — дело серьезное. И посылать туда от оплота славянской духовности какой-то клон «Garbage» никак нельзя. Всякие фрики в мини нам в Сербии за страну не ответят. Там своих странных девочек хватает. В итоге гуру шоу-биза выдали нового ответственного за державу: законопослушного парня с детской улыбкой, душевно выпевающего про двух сестричек Россию и Беларусь, покрасившего свой дебютный альбом в красно-зеленые цвета и благоразумно устроившегося под крыло российского продюсера. Двигать свое с русской подпиткой — такая схема уже сработала в связке Колдун - Киркоров (Филипп много и охотно рассказывал, как платил за помпезный клип своего протеже). Одна загвоздка: для победы этого было мало. На «Евро» отбирали как в Штирлицы. Иначе нельзя: из-за плеча Руслана Алехно смотрит неудобная страна — европейский изгой, получивший на карамельном поп-турнире одну из редких возможностей публичной презентации. Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Максим Жбанков. |
|