От депрессии Азгура лично лечил профессор БехтеревТолько старшее поколение минчан помнит этого Сталина на главной площади (сейчас Октябрьская) столицы. Самому известному скульптору Беларуси в январе исполнилось бы сто лет. Поколение людей постарше помнит, как в одну ночь с главной площади Минска (сегодня это Октябрьская площадь в столице) исчез памятник Сталину. Среднее поколение застало такое же таинственное исчезновение бюстов Ленина и Маркса возле здания бывшего ЦК партии, ну а молодежь и сегодня предпочитает вечерами собираться у ног белорусского песняра Якуба Коласа. Каким был человек, который учился (но не дружил) вместе с Шагалом, лепил портреты Купалы и Сталина, имел множество учеников, друзей и завистников? Скульпторы Сергей Бондаренко и Вадим Лобачевский работали с Заиром Азгуром во времена, когда он был уже признанным Мастером. Скульпторы Сергей БОНДАРЕНКО и Вадим ЛОБАЧЕВСКИЙ работали с Заиром Азгуром. Сегодня они вспоминают об учителе. За 60 лет мастер успел изваять бюсты и памятники всех советских вождей. Более 500 работ!
Мы называли его дедом - Я был в первом наборе его творческой мастерской в 1980-м году, - вспоминает Сергей Бондаренко. - Тогда академикам Академии художеств СССР разрешили открывать такие мастерские - своеобразные аспирантуры. Мы были и учениками, и помощниками. Скульптура требует большой помощи, Заир Исаакович именно благодаря помощникам успел сделать очень многое. Но до сих пор многие пытаются перетянуть одеяло на себя, рассказывая, что чуть ли не лепили за него. Это глупости… - Азгур пригласил меня к себе в мастерскую в 85-м, - Вадим Лобачевский дольше всех работал помощником у мастера. - Нужно было построить каркас для бюста, наложить глины. Я все сделал, Заиру Исааковичу понравилось, и он сразу мне выдал гонорар 50 рублей. По тем временам это тоже, что сейчас 200 долларов. На эти шальные деньги я купил гитару «Кремону», которая была со мной долгие годы. - Наше поколение называло его дедом. Но мне кажется, это связано не с возрастом, а с доверием. Как дети, которые больше доверяют бабушке и дедушке, чем родителям. Так и Заир Исаакович. Они никогда про твою работу не скажет «плохо». Самое худшее, что можно было от него услышать: «да-а-а». И чем больше этих «да-а», тем все хуже с твоей работой. Потом возьмет такой шмат глины килограмм в пять (обычно мы пользуемся маленькими кусочками), и бух на скульптуру. Структура работы сразу меняется. Потому нужно долго сидеть и думать - почему так, что теперь с ней делать. Но в результате он всегда оказывался прав. Но для нас так и остались загадкой его пластические ходы.
По Минску Заир Исаакович гулял, как по своей мастерской: Якуб Колас напротив филармонии, обелиск на площади Победы, Маркс и Ленин у здания ЦК партии (нынешнее здание Администрации президента). Никогда не отдыхайте - Зато секрет своего трудолюбия Азгур мне однажды раскрыл, - признается Вадим Лобачевский. - Он попал в Ленинград в художественный институт совсем один. Ему было тогда не больше 18 лет. Жил прямо в мастерской, есть было нечего, но он все время работал. Но однажды у него, скорее всего, от голода, началась депрессия. Он спал в сундуке - таком большом, кованном сундуке. Какое-то время сражался с депрессией, а потом перестал выходить из этого сундука. Два дня там сидел. И кто-то из педагогов обратился к профессору Бехтереву, тот уговорил его выйти и отвез к себе домой. Первым делом накормил и продержал у себя в маленькой клинике на шесть коек две недели. А когда привел в норму, Бехтерев сказал ему слова, которые объясняют весь стиль его жизни: «Молодой человек, если вы хотите, чтобы это с вами не повторилось, никогда не отдыхайте». Поэтому, когда он приходил в мастерскую, всегда говорил - это моя лечебница. Не дай бог - Шагал - Рассказывают, что Азгур в Витебске учился у Шагала… - Да нет, они в одно время там учились. Заир Исаакович рассказывал, что Шагал среди студентов слыл авангардистом, в революционные годы это считалось современным искусством. А Азгур к этому направлению категорически не принадлежал. Однажды в стенгазете он прочел: «Дай Бог, чтоб каждый так шагал как Марк Шагал». Так он вечером, когда никого не было, подкрался и приписал «НЕ дай Бог…» - Азгур ведь до последнего дня лепил с натуры, даже когда можно было работать по фотографии. А мне рассказывал, как начинал, - вспоминает Вадим Лобачевский. - Он брал табуреточку, приделывал к ней лямки, прибивал каркасик, складывал туда глину, надевал ее как рюкзак и шел, к примеру, к Янке Купале. Ведь не придет же к нему в мастерскую Купала. Ставил эту табуретку на стол и лепил портрет. Сталина усадил на трон - Заир Исакович был, безусловно, человеком своего времени, - уверен Сергей Бондаренко. - Естественно, был обучен тактике и практике выживания. Иначе в те годы было нельзя. Но он до последнего дня был верен идеалам социализма, равенства, справедливости. - А мне рассказывал, как в Москве на Первомайской демонстрации описался, испугавшись до полусмерти, - вспоминает Лобачевский. - Амбиционный молодой скульптор Заир Азгур сделал фигуру Сталина огромного размера. Инженеры поставили ее на тележку и везли по Красной площади. А был очень сильный ветер, и фигура с поднятой рукой стала раскачиваться. Когда они проходили мимо Мавзолея, где стоял сам Сталин, скульптура качнулась так, что Азгур понял, что ее уже не удержать. В тот момент, как вспоминал потом сам, он пережил животный ужас. Но Сталина от греха подальше быстро завернули за ГУМ и там разобрали. - Еще одну историю про скульптуру Сталина Заир Исаакович рассказывал по-разному. Я ее слышал в таком варианте. Работа «Генералиссимус Сталин» готовилась для выставки в Манеже. По его задумке вождь должен был сидеть в торжественной позе. Но не на табуретку же Сталина сажать, Азгур сделал солидное кресло. И его и использовали, чтобы подсидеть самого Азгура. Написали донос, что скульптор вылепил Сталина в виде римского императора на троне, а не вождя пролетариата. Фотографии скульптуры дошли до личного секретаря вождя Поскребышева. Тот побоялся не показать их Сталину. Иосифу Виссарионовичу работа понравилась: «Хороший портрет». «А кресло?» «Очень удобное кресло…». В итоге Азгуру выплатили двойной гонорар. К деньгам относился трепетно - Надо полагать, что Азгур в деньгах не нуждался… - К деньгам у него было трепетное отношение. С ними он чувствовал себя уверенно. Всегда говорил: скульптор должен кормить семью, себя и свою работу. Заир Исаакович очень переживал, когда в начале 90-х у него пропали немалые деньги на сберкнижке. А еще у него всегда все просили денег. И отказывать Азгур не умел, но невозможно же всем давать! И он придумал интересную тактику - у него было два кошелька. Один - хороший, настоящий, в котором в рядочек лежали пятидесятки, сотенки. А второй - такой маленький бабушкин. Когда к нему в очередной раз приходил какой-нибудь любитель выпить, он открывал бабушкин кошелек - а там рубли или троечки замусоленные. И говорил: ну не лишишь же ты старика последнего, это у меня домой на такси доехать? Ходила и такая байка. Как-то Заир Исакович взял у кого-то в долг, чтобы показать, что и у Азгура могут быть проблемы с деньгами. Хитрецы, которые ему одалживали, переписали номера купюр. И через какое-то время он вернул именно эти купюры. Знал, что он волшебник - Он знал, что он волшебник. Начиная работу, любил говорить: ты еще не знаешь, что я сделаю. Это магия… У него был свой стиль. Его объемы всегда дышали. Любил сесть в мастерской и осматривать свои работы. И при этом - никакой мании величия. Однажды сказал: если среди всех моих работ пять хороших, я доволен. А ведь там больше 500 бюстов. ДОСЬЕ «КП» Заир Азгур родился в 1908 году в деревне Молчаны Витебской губернии. Окончил Витебский художественный техникум. Учился в Ленинградском и Киевском художественных институтах. Народный художник СССР. Первая жена Маргарита Шашалевич, актриса Купаловского театра, погибла в 1944 году во время крушения поезда. Со второй женой Галиной Гавриловной вырастил сына Заира Заировича Азгура от первого брака. Сегодня вдова и сын живут вместе в той самой квартире в престижном районе на улице Захарова в Минске, где до 1995-го года они жили вместе с Заиром Исаковичем. Азгур усадил Сталина на трон, и Иосифу Виссарионовичу это понравилось. ЕСТЬ ВОПРОС Памятник Сталина сбросили в радиационный могильник Минчане-старожилы вспоминают, что когда сносили памятник Сталину, площадь была оцеплена войсками, а саму фигуру вождя пытались сорвать с постамента военными тягачами. С большим трудом, но сделать это удалось. Но куда увезли монумент? Ведь спрятать пятиметровую скульптуру не так-то просто. Это не известно до сих пор. Когда готовился к печати этот материал, в редакцию с фотографиями Заира Исааковича пришел известный белорусский фотохудожник Юрий Иванов. Он тоже был знаком с Азгуром. И между делом рассказал сенсационную историю: - Этот памятник все искали… И Заир Исаакович это знал. Да что знал! Его постоянно донимали этим вопросом. И как-то он сам рассказал мне, где этот Сталин. В радиационном могильнике в институте Сосны, что под Минском. Ведь никому и в голову не придет его там искать. Да и не заглянешь в могильник. Территория закрытая, права доступа имеет очень ограниченный круг лиц. - А почему Азгур открыл тайну гибели памятника именно вам? - Наверное, потому, что я сам никогда его об этом не спрашивал. ЗВОНОК ОЧЕВИДЦАМ Помню, ус у него был отколот… Проверить эту информацию о бронзовом Сталине, погибшем в радиационном могильнике, оказалось не так-то просто. В самом институте ядерных исследований о памятнике ничего не слышали: - Вы представляете, что такое могильник? Он принимает только радиоактивные отходы в специальных контейнерах! И все-таки человек, который своими глазами видел в Соснах гигантский монумент, нашелся. Сегодняшний пенсионер, а в те годы сотрудник института, правда, категорически отказался назваться. Кажется, Сталина боятся и сегодня. - Ну, ходил, ходил я по этому памятнику, - ответил нам пенсионер, на которого указали знающие люди. - Так он все-таки был в Соснах? - Долгие годы! Лежал там, где находится могильник. Но не в самом могильнике, под плитой, а рядом, на земле. Огромный такой памятник - метров шесть, а может, и больше. Еще помню, ус у него был отколот. Памятник же танком срывали с постамента. - А где он сейчас? - Даже не представляют. В начале 70-х куда-то исчез. Ходили слухи, что его отвезли в Грузию… Фото Юрия ИВАНОВА. Надежда БЕЛОХВОСТИК 31 января 2008Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Самому известному скульптору Беларуси в январе исполнилось бы сто лет.
|
|