Жил–был художник один...Мой друг, грузинский драматург Александр Чхаидзе, приехав как–то раз ко мне в Минск, привез подарок — огромный, роскошно изданный альбом–фолиант «Живопись Нико Пиросмани». Я была рада подношению, хотя не преминула съязвить: «Ну, стоило ли тащить из Тбилиси такую тяжеленную книгу? Проще было бы купить маленький камушек... в несколько каратов». Шошиа (так близкие звали Александра Владимировича) понимал, что я шучу. Незадолго до этого гостя из Тбилиси я, раскрыв рот, слушала рассказы его друзей о самом прославленном художнике Грузии. Тогда, в конце 80–х годов, увы, уже прошлого века, Тбилиси преображался на глазах, там бережно восстанавливались старинные кварталы XIX века. Кстати, в них с удовольствием селились известные поэты, драматурги, актеры, режиссеры. И над старым городом буквально витал дух Пиросмани, гениального художника–самоучки, который никому не был нужен при жизни, а после смерти (в 1918 году, в возрасте 56 лет) получил мировое признание. В отреставрированных или построенных под старину лавках, духанах, трактирах вывески и стены были расписаны в подражание великому живописцу. И везде звучала зурна. Эффект потрясающий! Помню, я долго стояла у картин художника в Национальном музее Грузии, еще до конца не понимая, в чем их магия и невероятная притягательность. Довольно темные, совсем небольшие по размеру, тусклые краски, очевидный примитивизм рисования. Но глаз не оторвать!.. Его животные, которых мастер кисти называл «друзьями своей души», — овечки, козочки, петухи, верблюд и даже лев с их грустными и неправдоподобно человеческими глазами... А еще во вкусе художника — пышнотелые красавицы, и главная из них — актриса Маргарита, которую безответно полюбил бедный художник. А бедным он был в буквальном смысле. Из–за жуткой нищеты жил, где придется, ел, что придется, иногда просто голодал... За стакан вина, тарелку хинкали или обожаемого им лобио всегда мог нарисовать духанщику вывеску для его заведения, как мы бы сегодня сказали, бигборд. Не имея денег, свои шедевры писал не на холстах, а на самой дешевой черной клеенке, которую покупал в тифлисских лавках. По причине той же жесточайшей экономии краски изобретал сам, не думая об их долговечности. Да, в подаренный альбом Шошиа сделал довольно странную на первый взгляд надпись: «Элеонора! Я не Пиросмани, но и Вы — не Верико... И все же...» Сплошные многоточия. Александр Владимирович был неравнодушен ко мне, рассчитывал на взаимность. Его в моем доме (в приезды грузинского друга напоминавшем тифлисский духан, где гостям предлагались изысканнейшие вина, чача и шашлык) часто встречали белорусские друзья: Алексей Дударев, Николай Матуковский, Валерий Раевский, тоже попавшие под обаяние кавказского гостя. А почему упоминалась Верико, как вы догадались, Верико Анджапаридзе? В последний день моего пребывания в Тбилиси мы были приглашены на обед к знаменитой грузинской актрисе. Чхаидзе дружил с Верико. Пока ее не менее знаменитая дочь, тоже артистка, Софико Чиаурели накрывала на стол, колбатоно Верико, которой уже было далеко за 70, с удовольствием выпила с нами несколько рюмочек коньяку, расспрашивала меня о своей когда–то подруге–сопернице актрисе Тамаре Цулукидзе, которая волею судеб последние десятилетия своей жизни провела в Минске... А я, даже не очень реагируя на блестящие шутки зятя Верико, обожаемого мужа ее дочери, известного не только в Грузии актера и спортивного комментатора Коте Махарадзе, как завороженная смотрела на стены гостиной их дома, где висели картины гения Нико Пиросмани. Из 2.000 работ, написанных художником, сохранилось всего около 200. Картины Пиросмани, к слову, украшали дома в Москве и Париже знаменитых сестричек Лили Брик и Эльзы Триоле... Национальное достояние Грузии, эти полотна почти никогда не покидают стен их хранилища. Целых 4 года ждали киевляне, пока выставка некоторых работ Нико Пиросмани окажется у них. И представляете, какое везение, какое чудо! 24 картины из собрания Национального музея Грузии — в Минске! Потом, вроде бы по просьбе французов, картины Пиросмани отправятся в Париж. На свете, говорят, было 2 великих художника–примитивиста: француз Анри Руссо и грузин Нико Пиросманашвили. Шедевры Нико сейчас, до середины августа, в Национальном художественном музее. Спешите видеть! Автор публикации: Элеонора ЕЗЕРСКАЯ Дата публикации: 17.06.2008Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мой друг, грузинский драматург Александр Чхаидзе, приехав как–то раз ко мне в Минск, привез подарок — огромный, роскошно изданный альбом–фолиант «Живо
|
|