Ирина Шумская. ШОУ-БИЗ. Этот стон у нас песней зовется
Ирина Шумская. Культуролог, маркетолог, педагог. Музыкальный обозреватель со стажем, специальным образованием и практическим опытом музицирования. В 2002 году успешно защитила диссертацию, посвященную музыкальному творчеству. Принимала участие в ряде международных музыкальных фестивалей. Член Союза белорусских писателей. Автор нескольких сборников стихов и прозы.
Начнем с анекдота: «Встречаются как-то в дореволюционной Москве директор модного театра и священник из соседней церкви:
— Как дела, батюшка? Много ли в церкви молящихся? — Мало, очень мало. А вот у вас, как посмотрю, каждый день аншлаг! Видать, почти все мои прихожане к вам перебежали. — Так это потому, что в нашем театре каждую неделю премьера, а у вас — репертуарчик устарел!». Если задаться целью анализа репертуара наших исполнителей и вчитаться в тексты их песен, то можно сделать множество неожиданных открытий. Прежде всего, дефицит новизны в репертуаре многих артистов — налицо. Исполнять песни двадцатилетней давности и всевозможные ремейки с таким пафосом, как будто их только вчера написали — это по-нашему. А происходит это из-за того, что брешь в песенном творчестве заполнить качественными новинками не так-то просто. В другом случае жажда новизны оборачивается созданием таких «полуфабрикатов» мысли, которые без иронии воспринимать невозможно. Вот, скажем, широко известный как поэт-песенник лидер группы «Экивоки» Александр Сухарев является автором такого «шедевра»: «Пренебрегая столь суровой зимой, Твой гибкий стан всегда дерзко раздет, Испепеляя жертву секс-добротой, Ты ищешь новую цель для побед». Что такое секс-доброта? Ума не приложу. Может, это такая разновидность благотворительности в сфере оказания секс-услуг? Или вот еще примерчик стихосложения — из песни «Нижний Тагил»: «Я провожал её на поезд, И тут у ей включилась совесть. Войдя в купе, девчонка распустила косы, Но поезд тронулся, и было слишком поздно». Оказывается, в поездах можно не только стоп-краны дергать, но еще и совесть включать. Вот как далеко зашел технический прогресс наряду с эволюцией человека! В отличие от Александра Сухарева, снабжающего песнями многих наших эстрадников, рок-бард Алексей Шедько пишет сам для себя. В его эксклюзивном творчестве порой встречаются довольно забавные моменты, как, в частности, в песне «Не про то»: «Хорошо терять, когда не хочется вернуть. Ангела корова не родит. До чего же трудно в жизни что-то повернуть, А вон она как пристально глядит» М-да, ангела корова не родит… Хотя почему бы и нет? И кто решил, что ангел должен быть именно в человеческом облике, а не в виде теленка? Однако не только экзистенциальные проблемы волнуют белорусских авторов, но и вполне приземленные, причем в буквальном смысле. Например, группа «Тяни-толкай» в песне «Спой мне» фиксирует следующее: «Земля корчится у ног, От меня стремится прочь. Мое время — это ночь». Так и подмывает спросить: ребята, вы что, обкурились? Иначе с чего бы это земля начала корчиться у ног? Нечто странное происходит и у группы NEO: «Маячишь вдалеке, Ты моя Ева с яблоком в руке, Твоя звезда взойдет на потолке, Когда ты скажешь «мало» мне!» Кстати, звезды на потолке — это обои такие сейчас продаются. Хороший дизайнерский ход в оформлении интерьера. Причем звезды начинают высвечиваться в темноте потому, что они являются светонакопительными элементами, а вовсе не от слова «мало» и уж явно не для того, чтобы образовать какую-то рифму. А вот певица с романтическим псевдонимом Лера Облака в припеве к песне «Если хочешь» выражает мысли на уровне сознания неандертальца: «У! А! Тише – тише! У! А! Ближе – ближе! У! А! Очень смело, мы сумели. У! А! Ближе – ближе! У! А! Чуть повыше! У! А! Мы у цели, взяли яблоко и съели». Очень похоже на ночную вылазку за яблоками в соседский огород. Даешь перевыполнение плана по урожаю фруктов во всех 666 агрогородках Беларуси! Другая девушка — Стася из группы «По Глазам» — поет в одноименной песне: «Молоточками стучать Покорно ждать Однажды устала Не могу или нельзя Хочу понять Как это достало». Вот уж действительно, полнейшее безобразие, демонстрируемое сонмом стихоплетов и графоманов, достало! Но это еще цветочки, а ягодки обнаруживаются, когда мы начинаем вчитываться в тексты многих отечественных метал-формаций, участники которых ну никак не могут обойтись без стандартного «мясного» набора и фраз типа «душа Сатаны живет во мне». Тем, кто усиленно пытается корчить из себя злобарей, невдомек, что вместо враждебно-устрашающего эффекта их нелепые прокламации в духе «копий лязг раздался вновь, полилась рекою кровь» (ага, еще можно «морковь» и «любовь» для рифмы приплести!) вызывают лишь насмешку. И чтобы там ни говорили про «дань стилю», но чаще всего уровень подобных творений — ниже плинтуса. Тесты песен, безусловно, не относятся к категории высокой поэзии. Это несколько иная разновидность творчества. Тем не менее, здесь обязательно следовало бы применять если уж не метафоричность и образность, то, по крайней мере, логику и здравый смысл. Под финал повествования вспомнились мне просто потрясающие по своей смысловой нагрузке слова из припева к новой песне, активно исполняемой ансамблем «Сябры»: «Россия рядом, Литва направо, а Украина — слева, за рекой…». Слушаешь и думаешь: в каком, интересно, состоянии и положении был автор текста, когда изучал карту? А может следует рассматривать ситуацию в геополитическом контексте? Догадываетесь, каким местом нужно повернуться к России, чтобы Литва оказалась «направо»? Впрочем, возможно, такая позиция обусловлена исторически — в конце концов, хватит нам уже по-сиротски играть роль «младшего брата» и бить челом перед «третьим Римом»… Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ирина Шумская.
|
|