21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Ода к радости

26.08.2009 10:45 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Ода к радости

Конкурировать с концертами «Музыкальной гостиной» в Белгосфилармонии сегодня могут только артисты цирка


Скажу честно: концерты в филармонии я посещаю нечасто и отнюдь не из чувства профессионального долга, а только от случая к случаю и в основном ради удовольствия. Иногда — из любопытства... То есть на глубокое знание предмета не претендую и яростно доказывать, что знание классической музыки есть непременный атрибут интеллигентного человека, не собираюсь. В нашем и без того агрессивном столетии ее, бедную, по–снобистски «заездили и заобсуждали настолько, что задушили» (цитирую распространенное мнение интернет–блоггеров по поводу классики). Увы, у многих эта музыка ассоциируется со скукой и тяжеловесностью... Однако каждый раз, когда я захожу к Татьяне Старченко в ее «Музыкальную гостиную» в Белгосфилармонии, ловлю себя на мысли, что мир наконец–то обрел настоящую гармонию.


— Знаете, Татьяна Геннадьевна, когда вы заводите разговор с залом, у меня возникает стойкое ощущение, будто чуть ли не с каждым из своих слушателей вы не просто знакомы, а пережили общую, возможно, даже личную историю...


— Конечно, это не так... Но если музыковед поднимается на сцену и сообщает, что Бетховен родился в 1770 году, лучше ему сразу уйти. Старая советская традиция, когда на сцену выходит лектор и хрестоматийно рассказывает о жизненном пути художника, — это прошлый век.


— Но и вы говорите со сцены о музыке...


— Я имею на это право, я ее исполняю. И говорю о музыке совсем не то, что прочла в книгах, а что познала через свою профессию... Не хотела бы никого обижать, но, к сожалению, у нас филармоническая жизнь порой мало отличается от той, какой она была после Второй мировой войны.


— А какой она была?


— Прежде всего, люди были другими — телевизоров не знали, радио слушали запоем. Другое информационное поле, другие дети, молодежь, другая жизнь... Моя мама, которая росла в военном Сталинграде, например, рассказывала, как в четвертом классе она купила билет на оперетту и пешком одна прошла 7 километров, чтобы попасть на спектакль. Так страстно ей этого хотелось!.. Но сейчас, когда у нас XXI век на дворе и практически все что угодно можно послушать в записи, публику надо удивлять.


— Да уж, услышать соло на контрабасе в вашем рождественском концерте я никак не ожидала...


— Вообще–то уговорить на это Виктора Ольшевского было непросто. Он блестящий контрабасист, однако он — солист камерного оркестра. То есть музыкант, преданный классическим традициям. Но мне, в принципе, трудно отказать, к тому же как пианистка я давно сотрудничаю с этим оркестром. И потом, я предложила ему исполнить Баха в джазовом стиле, на что отваживаются не все музыканты. Но я знала, что в юности Витя играл на танцах, он открыт для нового, вдобавок обладает редким сценическим обаянием... Словом, против такого вызывающего соблазна он не устоял.


— Еще хотела спросить о вашем творческом альянсе с артистом Купаловского театра Виктором Манаевым...


— О, это отдельная история! 10 лет назад я впервые посмотрела спектакль «Арт» с его участием. После я видела этот спектакль в Лондоне, в БДТ, в Театре имени Маяковского. И снова здесь, в Минске... Потом вырос мой сын Кирилл, и мы уже ходили на «Арт» вместе. Так что я с полной ответственностью могу сказать: наш «Арт» — лучший. И Манаев — лучший. Лучше, чем в Лондоне, в Москве... Однажды я пришла к нему и рассказала об этом. А после пригласила в свою «Музыкальную гостиную» прочесть несколько стихотворений. Потом еще раз и еще, предложила сольный концерт, где поэзия Пастернака соединилась с музыкой Шопена... Теперь к новому сезону готовим с ним совместную программу, где Витя... простите, Виктор Сергеевич Манаев будет читать рассказы раннего Чехова. Он взрослый, умный, глубокий артист. Именно такого Чехов и достоин, но, к сожалению, наши театры Чехова не ставят... К слову, на будущий сезон я планирую целый проект «Звезды белорусского театра в филармонии». Хотела бы видеть в нем еще и Сергея Журавеля. А Светлана Суховей, актриса Театра киноактера? Кому, как не ей, читать Марину Цветаеву?..


— Вы никогда не беспокоитесь, примет ли публика ваши эксперименты? Принято считать, что поклонники классической музыки — люди консервативные...


— Ну, мир так устроен, что всегда найдутся те, кто станет протестовать. Только без экспериментов музыке сложно оставаться живой.


— А разве недостаточно просто живых концертов? Тем более что и спрос на интерактивную — в том числе классическую — музыку опять возвращается...


— Думаю, искусство, которое творится здесь и сейчас, всегда будет интересным. В прежние годы я часто выступала в вузах, где не раз получала подтверждение этому. Другой вопрос, что в редких вузах имеются рояли, это отдельная тема для разговора. Скажем, хороший рояль есть в БГУИР, неплохой — в инязе, в Академии МВД, а в медуниверситете — старое, неухоженное пианино. И это в вузе, готовящем цвет интеллигенции!.. Впрочем, все, что я думаю по этому поводу, я сказала студентам и преподавателям прямо со сцены.


— И никто не возразил вашим гневным речам?


— А мне трудно возразить. Потому что я сначала говорю, а после открываю крышку инструмента и начинаю играть, и это убедительнее всего. По–моему, магия живого инструмента ни с чем не сравнится... Сейчас я намного реже езжу с концертами даже по Беларуси, потому что в «Музыкальной гостиной» каждый месяц новая программа и все время аншлаг. По посещаемости мы вторые после цирка, представляете? Почему, спрашиваете? Давайте я задам вам провокационный вопрос: вот вы приходите домой, включаете телевизор, а там — Лондонский симфонический оркестр исполняет Гайдна. Что вы сделаете?


— Ну, если честно, — скорее всего переключу канал...


— И правильно! Больших поклонников музыки такие концерты, может, и не смутят, но сколько ни рассказывай о запахе цветка на фотографии, он все равно не пахнет... Однако, чтобы создавать на сцене атмосферу счастья и любви, музыканты должны любить музыку больше, чем самих себя. Бывает, перед нами исполнитель — суперпрофессионал, придраться не к чему, а слушать его не хочется... Но почему Спиваков гениально создает атмосферу, Венгеров создает? К слову, и у нас таких немало. Помню, когда филармония была на реконструкции, один из концертов «Музыкальной гостиной» прошел в Малом зале Дворца Республики. Сказочный зал, и концерт был прекрасный. Но больше всего запомнилось другое: когда я вышла за кулисы, там собрались все работники дворца, чтобы послушать нашу музыку, а после стали расспрашивать, откуда мы приехали. Выходит, люди и не подозревали, что в Минске есть такие артисты.


— И те же люди покупают билеты на Хворостовского за 100 долларов и выше...


— Потому что Хворостовский раскручен великолепно. Это продукт абсолютно новой формации, при том, что талант и Хворостовского, и Нетребко достоин больших денег. И пусть их раскручивают, раз время такое. Сейчас внешность, харизма певца важны не меньше, чем сильный голос... Впрочем, есть замечательный немецкий певец Томас Квастхофф с огромным количеством физических недостатков. У него недоразвитые руки, и на сцену его выкатывают в коляске. Но он гениально поет Шуберта. И становится потрясающе красивым, когда поет. И гонорары у него, кстати, не менее внушительные... Значит, все–таки есть она, волшебная сила искусства.


— Интересно, ваш сын — тоже музыкант?


— Нет. Хотя музыке Кирилл учился и по–настоящему любит ее. Но однажды он задал мне обезоруживающий вопрос: мол, если все будут исполнителями, кто же будет нас слушать? И решил остаться слушателем. Слушатель из него получился отличный. Например, любимая музыка у сына в плейере — знаменитая ария «Никто не спит» из оперы Пуччини «Турандот» в исполнении Паваротти... Впрочем, умение играть на каком–либо инструменте еще никому не мешало. Больше того, когда с детства учишься музыке, это воспитывает характер. Вдобавок ты рано попадаешь в другой круг, где другие разговоры, другой взгляд на мир. Получив «прививку» настоящего искусства, ты уже встречаешься совсем с другими людьми, по–другому с ними общаешься. И в результате женишься или выходишь замуж не за тех, а за других, и дети у тебя другие рождаются... В общем, музыка программирует другую жизнь. Потому что это замкнутый круг — где хорошая музыка, там и театр, и литература качеством повыше. Ну и качество жизни в целом иное.


— Этот год для «Музыкальной гостиной» юбилейный. Как будете отмечать?


— Ровно 10 лет нам исполнится в мае, в мае же закрываем сезон. Но закрываем юбилейным концертом, первым из юбилейных. А потом будем активно праздновать еще целый год. Концерты гарантирую фантастические! Как всегда, пожалуй...

Автор публикации: Ирина ЗАВАДСКАЯ

Дата публикации: 31.01.2009

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Конкурировать с концертами «Музыкальной гостиной» в Белгосфилармонии сегодня могут только артисты цирка
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика