В 2008 году на белорусской границе задержали 156 радиоактивных грузов
31 января 2009 Общество
Василий МАТВЕЕВ, Рэспубліка Сейчас и дальнобойщики, и пограничники определяют историю последних лет так: до появления мобильной лаборатории и после. Умная машина работает чуть больше года, но ее отсутствие даже на один день смешает карты всем службам и выведет из равновесия зарубежных перевозчиков. МЛОР — миниатюрный институт на колесах, сотрудники которого за несколько часов расставят все точки над "i" в любом радиационном инциденте. В этом лично убедился репортер "Р", подежуривший на белорусско-польской границе. Под утро на пункт пропуска "Козловичи" въезжает фура из Польши. Срабатывают "ворота" (установка радиационного контроля) — и большегруз сразу же выводят из потока: превышение допустимого фона! Нас поднимают по тревоге. Забрав специалиста госсаннадзора, мчимся из расположения Брестской погрангруппы в пункт таможенного оформления. "Скания" с прицепом. Водитель. Смотрим товаротранспортные накладные: из Люблина в Жодино везут циркофлюид — компонент для покраски БелАЗов. Начинается расследование: в ход идут поисковый дозиметр и спектрометр. Приборы показывают почти 60 микрорентген в час (а норма — 30). Поляк объясняет, что на подходе еще одна фура с 20 тоннами идентичного груза, — там и находятся все необходимые сертификаты. Точно: через полчаса — еще одна сработка ворот. "Скания" с прицепом. Циркофлюид. Наконец нам предъявляют сертификат на перемещение компонента по территории страны. Производитель письменно заверяет: вещество в таком объеме дает именно такой фон. И "Скании" спокойно уезжают в Жодино. — Сегодня расследование любого инцидента занимает не более 1,5—2 часов. Хотя раньше на это могла уйти неделя: документы отправляли в Минск, шло разбирательство, затем приходил ответ Дальнобойщики жаловались и всеми способами пытались найти объезд. В конце ноября 2007 года на охрану госграницы заступила мобильная лаборатория оперативного реагирования (МЛОР), аналогов которой нет в СНГ, — рассказывает инженер Валерий Прищепа. — Через "Козловичи" ежесуточно проходит 1000—1200 грузовиков: 90 процентов — транзит из Европы в Россию и Казахстан. Сработки почти каждый день, и не по одной. Как правило, это стройматериалы, керамика, огнеупорные составы, а значит, фон естественный, природный. Но бывают и нестандартные случаи. На пункте пропуска "Мокраны" задержали две фуры с полесской черникой, которая следовала в Прибалтику. На "Варшавском мосту" и "Песчатке" несколько раз фиксировалось превышение фона в легковых машинах. После досмотра выяснялось: один из пассажиров проходит курс химиотерапии Контрольные ворота неоднократно реагировали на пищевые добавки, сухие смеси для кошачьих туалетов и даже косметику. После проверки становилось ясно: груз представляет собой концентрат, документы в порядке, и превышение обоснованно. — За весь прошлый год у нас было всего два случая, когда груз пришлось развернуть прямо с границы. Из Хорватии через Украину шел грузовик с оборудованием для одного из могилевских заводов. Фуру с превышением нормы в 15 раз вывели из потока. Спектрометр указал на 60-й кобальт, изготовленный промышленным путем. Связались с заводом, но там от небезопасной "посылки" открестились — водителю с 300 мкР/час в прицепе дали от ворот поворот, — вспоминает Александр Шейко, начальник службы радиационно-химической и биологической защиты Брестской погрангруппы. — В августе "Варшавский мост" пересекал туристический автобус с дипломатическими номерами. Приборы просто зашкаливали — превышение почти в 250 раз! Прибыли консул, сотрудники госбезопасности и Госатомнадзора. Открыли багажный отсек — и сразу же установили источник излучения: запечатанные пластиковые ведра. Оказалось, в них — коллекция редких минералов, которую дипломатам подарил французский коллекционер. Автобус и злополучные камни в итоге вернули в Польшу. Грузы с повышенным радиационным фоном — вершина айсберга возможностей этого уникального НИИ на колесах. Оборудование, закупленное по линии МАГАТЭ, позволяет за минуты находить и классифицировать любые из ныне существующих наркотических и взрывчатых веществ. Но таких случаев пока, слава богу, не было. Прошлой осенью военно-транспортный самолет доставил МЛОР в жаркий Катар, где проходили международные учения. Пограничники с блеском доказали: лаборатория успешно работает не только на пунктах пропуска, но и среди зыбучих песков. Когда за бортом +40 по Цельсию. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
31 января 2009 Общество Василий МАТВЕЕВ, Рэспубліка Сейчас и дальнобойщики, и пограничники определяют историю последних лет так: до появления мобильной лаборатории и после.
|
|