Владимиру Угольнику уловки не нужны ни на сцене, ни где бы то ни было еще. Выступает ли он с концертами, появляется со своей гитарой на джазовых или рок–фестивалях в Беларуси, Литве, Латвии, Польше, создает ли музыку для кино, театра, радио, телевидения — угадывать желания публики ему не требуется нигде и никогда. Достаточно оставаться самим собой, и удивление каждый раз гарантировано. Этот улыбчивый бородач умеет так виртуозно, как будто даже без усилий усмирять урбанистическую суету, упорядочивать мысли и украшать обыденность, что других причин его многолетнего успеха не стоит и искать. Такой талант не устаревает! Хотя, конечно, подобных универсалов в музыке мало: со скрипкой, альтом или клавишами Угольник управляется не менее искусно, чем с гитарой. Для одного из своих альбомов — «Владимир Угольник № 2» — он даже сам исполнил партии всех инструментов, артистично сведя их в мультиинструментальные композиции. Немногие из музыкантов его уровня дают онлайн–концерты в прямом эфире радио или даже в художественной галерее, однако нестандартные поступки — такой же узнаваемый стиль Владимира Петровича, как и его сверхскоростная техника игры...
Но встретиться с доцентом кафедры искусства эстрады Белгосуниверситета культуры и искусств нам удалось только сейчас, когда очередная вступительная кампания осталась позади. И вот наконец, никуда не торопясь, в пустой учебной аудитории мы перебираем с Владимиром Угольником слова на букву У...
Упорство
Я сам человек довольно ленивый, но иногда становлюсь очень упорным. Упорство в искусстве вообще вещь полезная... Было время, когда вместо того чтобы гонять в футбол с мальчишками во дворе, мне приходилось играть гаммы и упражнения на скрипке. Конечно, было обидно, что попинать мяч удавалось не так часто, как хотелось. Не буду скрывать, поначалу меня, как и многих, заставляли заниматься музыкой. А потом я обнаружил, что неприятные, нудные занятия вполне можно совмещать... с чтением книг. Гаммы и арпеджио я выучивал до автоматизма, загонял в подсознание, и когда уже начинал играть их, не думая, вместо нот ставил на пульт «Остров сокровищ» или «Капитана Сорви–голова» и мог спокойно читать, пока родители полагали, что я усиленно занимаюсь... Кстати, польза в итоге вышла двойная. Благодаря своему «экстремальному» чтению я стал писать без ошибок, так и не выучив ни единого правила грамматики. И одновременно у меня выработалась та самая скорость игры, которую так часто отмечают коллеги и журналисты...
Немало упорства пришлось проявить и позже, когда я решил научиться играть на гитаре. Скрипачу важно беречь пальцы, и учитель не раз, обнаружив мои мозоли, требовал, чтобы я прекратил дергать жесткие струны (достать качественные фирменные струны для гитары тогда было немыслимо). Но я все же добился, чтобы мозоли не мешали играть на скрипке без фальши...
Упорство и сейчас актуальное для меня понятие. Чтобы не терять форму, три часа в день, без выходных и отпусков, я посвящаю музыкальным упражнениям. И свой жизненный график выстраиваю так, чтобы эти три часа у меня были всегда.
Успеваемость
До 8–го класса я считался круглым отличником, хотя к школьным урокам не готовился почти никогда. Потому что был не только ленивым, но и хитрым! Родители старались меня не беспокоить, думая, что я готовлю уроки, а я тихонько выбирался во двор, где меня уже ждали друзья с мячом... Но проблем с учителями до поры не возникало — на уроках я был самым внимательным слушателем, и «пятерки» в моем дневнике красовались не только по всем предметам, но и по поведению. Впрочем, с учителями мне повезло. Например, моя девственно чистая тетрадь никогда не смущала нашего математика, когда он брался проверять домашние задания. «Опять вы, Угольник, — вздыхал он. — Идите к доске!» И предлагал доказать какую–нибудь из пройденных теорем. Но память у меня была хорошая, учителей я слушал добросовестно и со школьными заданиями справлялся без труда... А вот когда начал играть на гитаре, тут уже начались проблемы. Когда мы с друзьями сколотили группу «Спектр» (кстати, не исключено, что где–нибудь на радио до сих пор хранится наша запись), даже перестали ходить в школу. Вместо уроков репетировали, энтузиазм был страшный! Собирались у кого–нибудь из нас дома, пока родители на работе, находили какие–то сараи... Позже, когда я уже поступил в музыкальное училище и наш «Спектр» поменял название на «Блики», появилось вполне приличное место для репетиций — клуб автобазы № 2415, где нам разрешали собираться, а взамен мы обслуживали танцевальные вечера и праздники водителей грузовиков. Кстати, только я один из нашей группы и стал музыкантом, кто–то из ребят теперь строитель, кто–то — архитектор, врач...
Свои «пятерки» я получал без особых проблем и дальше... Но успеваемость — она ведь только отчасти зависит от ученика. Это еще и оценка учителю! О чем я не забываю никогда и своих учеников стараюсь прежде всего не пристыдить, а заинтересовать. И если студент, например, влюбился в девушку, отнесусь к этому с пониманием. Любовь, конечно, серьезно мешает учебе. Зато как окрыляет творчески! Личный опыт...
Удача
По–моему, удача — это закономерный итог упорства. Мало ведь оказаться в нужном месте в нужное время...
В пресловутые 90–е и мне предлагали стать коммерсантом, но я честно сказал: «Ребята, если я проведу без музыки хотя бы месяц, у меня будет стресс». Ну вот как у животного, если его не кормить... Даже когда я попал в больницу, больше всего страдал не от физической боли, а от того, что рядом не было инструмента. Единственным, чем я мог смягчить свои мучения, оказался блокнот, куда я записывал мелодии, которые приходили в голову. Ну этот блокнот со мной всегда... А в итоге тогда, в 90–е, я подписал несколько контрактов, стал играть за рубежом. И окончательно убедился, что нигде, кроме Беларуси, жить не смогу. Конечно, мне предлагали остаться, и не раз, но куда я уеду, если тут — моя семья, мои друзья, публика? Круг общения у меня здесь обширный!
Конечно, это большая удача, что я остался в музыке, что могу заниматься и творческой, и педагогической работой, что каждый свой день проживаю с таким удовольствием... За деньги этого не купишь. Бизнесмены мне даже завидуют — признавались мне в этом сами!
Угощение
Вот самое приятное слово! Сразу вспоминаются дружеские встречи, фестивали, когда за кулисами на стулья кладется футляр от гитары и на этот импровизированный «стол» каждый из музыкантов выставляет свой сюрприз. Это потом будут серьезные разговоры, обмен опытом, но в этот момент чувства — через край... Кстати, настоящие музыканты никогда не таят секретов друг от друга, и на фестивали я люблю ездить не только ради встреч, а и для того, чтобы научиться чему–то новому. Ведь у мастеров можно учиться всю жизнь... Почти два года я жил возле моря, работал в концертной программе «Кавказский аул» — был когда–то такой, советский еще проект, через который прошло немало впоследствии очень известных артистов. И еще тогда обнаружил, что море никогда не повторяет самое себя. Человек — такая же изменчивая субстанция. Даже своего любимого Джо Пасса я открываю для себя каждый раз по–новому...
Кстати, тогда же, в Сочи, я наловчился делать соус цахтон — теперь это мое фирменное блюдо, которое я предлагаю всем своим гостям. Этим соусом хорошо заливать мясо. Хотя и мои обожаемые драники с ним великолепно сочетаются. Готовить — проще некуда: раздавить большую головку чеснока, добавить соль, красный перец, сметану — и в холодильник... Потрясающе вкусно!
Убеждения
Главные жизненные правила сводятся у меня к трем словам — честность, порядочность, доверие. Со времен молодости мои убеждения мало изменились. Доверять людям с возрастом я стал даже больше. А материальные ценности почти перестали быть для меня важными. По большому счету, за исключением хороших музыкальных инструментов, мне ничего и не нужно. Какой смысл тратить свое время и творческую энергию на постройку особняка или приобретение какого–нибудь «Шевроле», когда есть метро и электричка? Что может быть ценнее творческого общения, встреч с друзьями? В этом смысле я гораздо богаче султана Брунея...
Универсальный умВладимиру Угольнику уловки не нужны ни на сцене, ни где бы то ни было еще. Выступает ли он с концертами, появляется со своей гитарой на джазовых или...