Курган Славы, Брестская крепость–герой, монумент на площади Победы в Минске — самые узнаваемые символы нашей страны. И все они — в той или иной мере — дело рук одного мастера, скульптора Андрея Онуфриевича Бембеля. Сегодня ему исполнилось бы 105 лет. Но художник умер незадолго до перестройки. А вместе с ним канула в Лету целая традиция — соцреализм.
Между тем еще при жизни ваятель был признан классиком. Войти в круг избранных ему помог, наверное, случай. В начале 30–х годов молодой скульптор получил заказ — выполнить скульптурные композиции для оформления Дома Правительства. Рельефы украсили Овальный зал и холл перед входом в бывший Верховный Совет, а теперь Палату представителей.
Фризы работы Бембеля стали его первым госзаказом. Но далеко не последним. И эти произведения сохранились до сего дня, свидетельствуя об истории становления нашего государства на протяжении почти целого столетия. Но видеть первые шедевры Андрея Онуфриевича могут лишь немногие — депутаты Парламента и члены Правительства. Однако у нас появилась возможность показать уникальные композиции всей стране.
Экскурсию по коридорам Дома Правительства, где оставил свой след на металле Андрей Онуфриевич в далекие 30–е годы, для корреспондентов «СБ» провела Галина Юргелевич, депутат Парламента, коренная минчанка. Ее родители до войны жили на улице Берсона, рядом с «небоскребом» — потому что долгое время «белый дом» был самым высоким зданием в городе.
— Это настоящий шедевр ручной работы, — поднимаясь к Овальному залу по мраморной лестнице, восхищается работой архитекторов и скульпторов Галина Николаевна. — Бембеля пригласил оформлять интерьеры его наставник — Матвей Манизер, скульптор, изваявший монументального Ильича на нынешней площади Независимости. А Манизер был другом и коллегой Иосифа Лангбарда — создателя собственно Дома Правительства. Масштабы стройки поражают: ведь девятиэтажное здание возведено без кранов. Первый кран в Минске появился только в 1940 году.
Барельефы Бембеля уцелели во время войны. Немцы их не тронули. Хотя, как вспоминала жена художника Ольга, пережившая оккупацию, мастерскую фашисты не пощадили: «Барельеф — Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин — они расстреляли, изрубили. Бюст Сталина истерзали так, что остался один каркас. И всех кругом спрашивали: «Где тот, что его лепил? Мы с ним сделаем то же самое». Но Бембель успел спастись в эвакуации...
После войны он получил звание народного художника и даже титул члена ЦК партии. Но никто и никогда не считал Андрея Онуфриевича конъюнктурщиком. Он лепил вождей не только и не столько по госзаказу, сколько по вдохновению. Он верил в идеи, которые воплощал в металле. Пожалуй, даже романтизировал революцию.
Глядя на вырезанных мастером в металле героев его времени, мы вспоминаем о той эпохе с легкой ностальгией...