Секс, невинность, ПТУ. Почему стоит сходить на спектакль "С училища"
07.06.2018 12:28
—
Новости Культуры
|
Учащаяся ПТУ Танька (в спектакле ее заведение становится колледжем) влюбляется в своего преподавателя по философии. А тот решает поспорить со своим приятелем на невинность девушки. Так начинается пьеса белорусского драматурга Андрея Иванова Пьесу «С училища» я прочитал за день до премьеры. Скажу без преувеличения: этот текст меня потряс. Пьеса открывала страшный, жестокий мир своеобразного «подземного царства», где властвовала животная сила, а интеллект и логика подчинены страстям и бессознательным желаниям. История, начинавшаяся с легкой шутки, превращалась в античную трагедию. Недаром в интервью TUT.BY драматург Отсылки к античности и обыгрывание ее мотивов присутствуют уже в сценографии Андрея Жигура. Пять бюстов античных философов, выполненных в стиле того времени, все время находятся на сцене и зачастую подвергаются разнообразным формам насилия. Их перекидывают друг другу во время выяснения отношений, на них появляется кровь. А еще на скульптурах романтично зажигаются свечи, подставки под ними даже служат ложами для любовных утех. Впрочем, бюсты еще и символизируют растоптанные мечты главного героя, который преподает в колледже философию студентам, а им она совершенно не интересна и не нужна. Режиссер Александр Марченко по максимуму использовал имеющуюся в его распоряжении территорию: действие разворачивается попеременно в двух пространствах: непосредственно на сцене перед зрителями — и в одной из соседних комнат, которую мы видим с помощью видеокамеры. Через проекцию на экран зрители видят квартиры отца Таньки и матери Сережи, также барбершоп, где и начинается действие спектакля. Впрочем, камера работает и в зале, выводя на экран как эмоции героев крупным планом, так и чат, где общаются некоторые из них. Перебивка на экране различных сцен остроумно сопровождается шумом воды, спускаемой из туалетного бачка. В пьесе развитие сюжета определяется отношениями внутри любовного треугольника. Речь о Таньке (Анна Семеняко), Сереже (Артем Курень) и Косте (Максим Брагинец). Последний возвращается с зоны и предъявляет права на Таньку. В спектакле этот треугольник весьма формален. Прежде всего героя Максима Брагинца можно увидеть в спектакле не так уж и часто. Когда Костя, одетый по последней пацанской моде (кепочка завершает его цельный образ), приходит к отцу Таньки (Александр Молчанов), то практически не попадает в кадр видеокамеры (мы лишь видим, как от его мощных ударов достается портрету Александра Солодухи и белозубой улыбке певца). А в эпизодах, когда Костя общается с Танькой или Сережей, он словно находится в состоянии глубокого аффекта. Даже не верится, что так себя ведет зек, отсидевший за убийство, вернувшийся с зоны и узнавший, что его не дождались. Казалось бы, Артем Курень с его типажом интеллигента — едва ли не идеальный кандидат на роль преподавателя философии. Но вот биография Сережи во время спектакля для меня так и не выстроилась. «Какой бы романтичной и трогательной ни была героиня „С училища“, она усвоила схемы, образцы насилия и не умеет поступать иначе», — говорил в интервью TUT.BY драматург. Проблема героя Артема Куреня как раз в том, что его характер вовсе не нужно ломать. Несколько хлипкий, чуть экстатический, да еще и временами неврастеничный Сережа — идеальный кандидат для модели отношений, которую предлагают ему окружающие. В дружбе он тянется к абсолютно уверенному в себе и циничному Славику (Дмитрий Мухин) — с которым Сережа, собственно, и заключает сделку о Таньке — поскольку хочет быть таким, как он. В любви ему нужна такая женщина, как Танька, которой достаточно проявить хоть чуточку воли, чтобы подчинить его. Но характер Сережи во время спектакля не меняется. Поэтому и дружеские, и любовные отношения с его участием, увы, несколько предсказуемы, а наблюдать за совращением интеллигента не всегда интересно. Не все однозначно и с главной героиней. Разумеется, Танечка в интерпретации Анны Семеняки — это никакая не гопница. Актриса честно пытается сквернословить, но до конца в предложенный образ так и не вживается. В результате матерный лексический запас героини и ее образ создают определенный диссонанс. Впрочем, от яркой героини Анны Семеняко исходит очень сильная энергетика, природная, во многом разрушительная мощь. Она, безусловно, доминирует во всех отношениях: как с отцом, так и со своей потенциальной свекровью Ларисой (Людмила Сидоркевич). В результате изначальные акценты, заложенные в пьесе, немного смещаются, что, впрочем, вполне допустимо. Во многом Тенечка — дочь своего отца Егора, чью роль блестяще воплотил на сцене Александр Молчанов. На сцене Купаловского этого, без преувеличения, выдающегося белорусского актера приходилось видеть в самых разных ролях. Сразу вспоминается одна из его визитных карточек — образ музыканта Сымона в «Сымоне-музыке». В спектакле «С училища» Молчанов сыграл его противоположность: простого, земного мужика. Отчасти хитреца, пытающегося манипулировать дочкой, желающего ей счастья и при этом являющегося удивительно наивным в своих представлениях об этом счастье и в категориях справедливости и честности. Роль Егора продемонстрировала широчайший диапазон Молчанова и стала его настоящим успехом. Даже жаль, что участие его героя в спектакле ограничилось всего одним эпизодом. Какая же общая оценка спектакля? С античной трагедией по накалу его все-таки не сравнишь. Для меня премьера «С училища» — это белорусская, более интеллигентная и мягкая интерпретация пьесы. А сюжет представляет собой яркую экспрессивную историю о харизматичной девушке и двух мужчинах-слабаках, каждый из которых, в принципе, получил то, что заслуживал. «Вас через силу надо любить: любить и п*здить, п*здить и любить», — говорит Танька. Но тогда в финале спектакля (обойдемся без спойлера) нет особой нужды. Развивайся события в реальной жизни, все герои с такими характерами вполне могли жить долго и счастливо (уточню, что в пьесе все немного по-другому). Впрочем, после спектакля думалось не только об этом. В России Андрея Иванова за пьесу «С училища» номинировали на премию «Золотая маска» (за лучшую работу драматурга). Премьера спектакля по этой пьесе прошла в московском театре имени Пушкина. А вот в современной Беларуси произведения такого высокого уровня нечасто ставят в государственных театрах. Скорее, в немногочисленных частных проектах. Характерно, что премьера «С училища» прошла в рамках проекта «ТОК» Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн». Режиссер и четверо из семи актеров работают в одном и том же коллективе — Республиканском театре белорусской драматургии. В его афише (как и в афишах других гостеатров) такой пьесы будет сильно не хватать.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Учащаяся ПТУ Танька (в спектакле ее заведение становится колледжем) влюбляется в своего преподавателя по философии. А тот решает поспорить со своим приятелем на...
|
|