БТС-2 обесценит "Дружбу". 21.by

БТС-2 обесценит "Дружбу"

25.01.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Загружать БТС-2 придется за счет Минск готов приватизировать магистральный нефтепровод. Москва пока не соглашается

Россия стремится поскорее завершить строительство нефтепровода БТС-2 - нефтяной трубы, являющейся альтернативой белорусской "Дружбе".Работы по строительству Балтийской трубопроводной системы-2 (БТС-2) начались 10 июня 2009 года. И уже до конца 2009 года "Транснефть" сумела построить фактически треть нового трубопровода - 333 км, сообщил пресс-секретарь компании "Транснефть" Игорь Демин. В прошлом году было закончено также и сооружение отвода на Усть-Лугу.

"Темпы строительства позволяют говорить о том, что мы можем его форсировать", - отметил И. Демин.

В отчете "Транснефти" за III квартал 2009 года говорится, что общая протяженность нефтепровода составляет 998 км, мощность - 38 млн. т нефти в год с выделением первого этапа мощностью 30 млн. т. Между тем в аналогичном документе за предыдущий квартал говорилось о протяженности трубы 1.170 км и общей мощности - до 50 млн. т.

Проект с ускорением.

Строительство БТС-2 находится под особым патронатом премьер-министра РФ Владимира Путина. На встрече с ним президент "Транснефти" Николай Токарев минувшим летом пообещал ускорить новостройку, чтобы завершить строительство БТС-2 уже в I квартале 2012 года, хотя ранее сроком завершения данного проекта назывался III квартал.

Это, похоже, несколько скорректированный срок. Ранее вице-премьер РФ Сергей Иванов в докладе В. Путину называл время завершения строительства БТС-2, включая перевалку нефти, - конец 2011 года. По словам С. Иванова, реализация этого проекта "даст возможность избавиться от капризов транзитных стран, диверсифицировать поставки нашей нефти".

Речь, безусловно, идет о Беларуси - напомним, что окончательное решение о строительстве БТС-2 в России было принято после нефтяной войны с Беларусью в начале 2007 года.

В результате нефтепровод "Дружба", который является важнейшим транзитным коридором для экспорта российской нефти, - через него осуществляется примерно треть поставок российской нефти в дальнее зарубежье, рискует лишиться этого статуса.

На старте строительства БТС-2 "Транснефть" предложила компромиссную для Беларуси схему ее заполнения. Тогда шла речь о том, что 19 млн. т Россия перенаправит в БТС-2 за счет прекращения поставок в украинские портыЮжный и Одесса, 12 млн. т планировалось зарезервировать из ресурсов "Сургутнефтегаза" за счет снятия этих объемов с экспортных направлений, еще 10 млн. т предполагалось получить путем увеличения транзита нефти из Казахстана, 7 млн. т - в связи с прекращением поставок в польский порт Гданьск, 2 млн. т - за счет сокращения железнодорожных поставок от нефтеперекачивающей станции Унеча в направлении Беларуси.

Однако не факт, что на практике будет работать именно этот, достаточно мягкий для Беларуси вариант заполнения новой трубы. Эксперты считают, что загружать БТС-2 придется, скорее всего, из "Дружбы".

В рамках совместной российско-белорусской программы по углублению энергетической интеграции белорусская сторона предложила РФ поучаствовать в приватизации белорусского участка нефтепровода "Дружба". Однако эту инициативу белорусов Москва не поддержала.

Это не означает, что Россию не интересует приватизация главного белорусского магистрального нефтепровода. Понимая, как долго при отсутствии альтернативы может торговаться белорусская сторона, Москва не хочет повторения истории приватизации "Белтрансгаза". Отметим, что эта фьючерсная сделка даже спустя 4 года не позволит "Газпрому" контролировать СП.

Минск готов тянуть трубу в Усть-Лугу.

Напомним, проект по строительству БТС-2 В. Путин публично одобрил в мае 2008 года на совещании в Усть-Луге - новом порту. Именно в этот порт вместо Приморска, как проектировалось ранее, решили направить будущий нефтепровод.

Корректировка направления объясняется тем, что накануне Правительство РФ утвердило новую генеральную схему развития порта Усть-Луга, увеличив его плановый грузооборот до 120 млн. т в год.

Одним из наиболее активных участников проекта является контролируемая влиятельным бизнесменом Геннадием Тимченко группа Gunvor, которая планирует построить в Усть-Луге свой терминал для экспорта нефтепродуктов мощностью 18 млн. т и стоимостью 400-500 млн. USD. В результате проект БТС-2, как отмечают эксперты, получил могущественного лоббиста в лице Г. Тимченко.

Надо полагать, что Г. Тимченко был бы не против направить в Усть-Лугу и нефтепродукты, переработанные на белорусских НПЗ. Впрочем, о готовности поучаствовать в этом проекте заявила и белорусская сторона.

Белорусский премьер-министр Сергей Сидорский на пресс-конференции в ноябре прошлого года рассказал журналистам об интересе российских компаний "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть" к приватизации ОАО "Нафтан-Полимир".

В развитие данного проекта белорусская сторона предложила инвесторам построить новый нефтепродуктопровод в направлении российского нефтяного терминала в районе Санкт-Петербурга.

Заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Бронислав Сивый уточнил, что речь идет о возможном строительстве нефтепродуктопровода по маршруту Новополоцк - Усть-Луга. По его словам, мощность нефтепродуктопровода составит 2-3 млн. т в год, а его строительство может быть завершено за 2 года. Протяженность белорусского участка нефтепродуктопровода до границы с РФ составит около 85 км, а по российской территории - около 300 км. Также было заявлено о том, что Беларусь может самостоятельно построить участок нефтепродуктопровода на своей территории.

По словам Б. Сивого, реализация этого проекта позволит значительно удешевить транспортировку вырабатываемых в Беларуси нефтепродуктов из российской нефти за счет исключения затрат на железнодорожный транспорт.

Однако, как было сказано, белорусская сторона еще не определила принципиальную позицию по возможной доле иностранного инвестора в комплексе "Нафтан-Полимир". Пока нет и оценки рыночной ценности комплекса, учитывая снижение стоимости активов в условиях глобального кризиса. Кроме того, как отмечалось, строительство нового нефтепродуктопровода не следует обязательно рассматривать во взаимосвязи с приватизацией белорусского нефтехимического комплекса.

По данным "БР", проработка предложений о строительстве нефтепродуктопровода Полоцк - Усть-Луга предусмотрена проектом программы расширения российско-белорусского сотрудничества в топливно-энергетической сфере.

В документе отмечается, что общая протяженность этого нефтепродуктопровода составит 610 км, предполагаемая мощность - 7,8 млн. т, сроки строительства - 38 месяцев.

Участвовать в реализации данного проекта с российской стороны будут, как предполагается, ОАО АК "Транснефтепродукт", с белорусской - концерн "Белнефтехим", а также гомельское и новополоцкое предприятия по транспортировке нефти "Дружба". Говорится также, что проект может быть реализован в течение 2011-2013 годов.

Однако на стадии проработки проекта стороны обращают внимание на возможные риски. В документе четко сказано, что реализация проекта возможна только при наличии гарантий заполнения новой трубы нефтепродуктами соответствующего качества.

Кроме того, сторонам предстоит решить вопрос финансирования строительства нового нефтепродуктопровода.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Минск готов приватизировать магистральный нефтепровод. Москва пока не соглашаетсяРоссия стремится поскорее завершить строительство нефтепровода БТС-2 - нефтяной трубы, являющейся альтернативой белорусской "Дружбе".
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика