От "нефтяного шока" до приватизации - шесть месяцев?
05.04.2010 02:00
—
Новости Экономики
|
Письмо характеризует экономическую политику и цели властей Беларуси на 2010 год и представляет собой дополнение и уточнение обязательств, принятых ими в рамках соглашения с МВФ о кредите "стэнд-бай". "Нефтяной шок" обошелся в 5,9 трлн рублей В данном документе правительство впервые публично оценило издержки бюджета от "нефтяного шока" в 5,9 трлн рублей. Компенсировать их в правительстве собирается ,в том числе, за счет реализации ряда мер денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. В частности, планируется отказаться от экспортных госсубсидий, выделяемых нефтяному сектору, и таможенной пошлины на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов, а также увеличить оптовые цены на 7%. Таким образом можно будет сократить потери бюджета на 3,8 трлн рублей. Повышение ставок акцизов на табачные изделия и алкогольную продукцию на 10% позволит получить доходы в 0,12 трлн рублей. Кроме того, предусмотрено повышение ставок отчислений в инновационные фонды в целях получения дополнительных доходов в размере 0,35 трлн рублей. Эти доходы будут использоваться правительством для финансирования расходов на мероприятия по энергосбережению, которые уже включены в бюджет. Повышение налогов на сырьевую отрасль позволит получить дополнительно 0,6 трлн рублей. Впрочем, последствия нефтяного шока будут компенсироваться и за счет кошелька рядовых потребителей. Так, власти признали, что для ослабления влияния "нефтяного шока" была допущено "постепенное ослабление курса белорусского рубля на 3% по отношению к корзине валют". "Мы будем по-прежнему использовать гибкость, заложенную в нашем режиме обменного курса, чтобы защитить экономику", говорится в письме. Власти также подтвердили свое твердое намерение проводить согласованные меры в отношении зарплат и кредитов в рамках госпрограмм. Напомним, в начале 2009 года президент Лукашенко предложил, чтобы средняя зарплата в стране была повышена до 500 долларов в месяц, что означало бы повышение более чем на 40% по сравнению с уровнем конца 2009 года. В ответ на обеспокоенность персонала МВФ относительно этого объявления (особенно с учетом президентских выборов, запланированных на начало 2011 года), власти подтвердили свою приверженность дисциплинированной политике в области доходов. Сидорский и Прокопович обещают МВФ ограничить увеличение фонда оплаты труда в 2010 году в пределах 11%. "В начале текущего года мы повысили тарифную ставку первого разряда на 5%, а пенсии – на 10%. Любое дальнейшее повышение заработной платы в бюджетном секторе после первого квартала будет рассматриваться только, если позволят макроэкономические условия. Мы будем по-прежнему следовать практике ограничения роста заработной платы работников государственных предприятий, получающих господдержку. При принятии решения о повышении пенсий мы будем руководствоваться необходимостью обеспечивать устойчивость Фонда социальной защиты населения", говорится в обнародованном послании. Персонал МВФ был также обеспокоен постановлением правительства, предписывающим значительное увеличение кредита на жилищное строительство, которое противоречило лимитам на кредитование в рамках госпрограмм. Можно предположить, что именно из-за этого минчане в начале года столкнулись с нежеланием Беларусбанка выдавать льготные кредиты на долевое строительство жилья. Правительство собирается удерживать субсидирование из бюджета услуг ЖКХ, предоставляемых населению, в пределах предусмотренных в бюджете сумм за счет повышения тарифов на 7 долларов до конца июня и стимулирования мер по сокращению затрат. Отмечается, что уровень возмещения затрат на оплату услуг транспорта уже повышен за счет увеличения тарифов на 18%. Будут предприняты меры по усилению бюджетной дисциплины на уровне местных органов управления, чтобы финансируемые за счет внутренних источников дефициты бюджетов местных органов управления не превышали 1% их доходов, то есть тот лимит, который установлен законом о бюджете на 2010 год. Ожидается, что предложенные меры позволят сократить разрыв бюджетного финансирования на 1 трлн рублей. "Чтобы закрыть оставшуюся часть разрыва финансирования, мы предпримем дополнительные меры по укреплению доходной части бюджета и/или сокращению расходов во втором полугодии. Если эти меры будут недостаточны для закрытия оставшейся части разрыва финансирования, дефицит бюджета может быть повышен на величину до 1 трлн рублей", говорится в письме. Приватизация ослабевает Впрочем, по время обзорной миссии члены белорусского правительства и эксперты МВФ обсуждали не только меры шоковой терапии. Во взаимоотношениях официального Минска и Фонда хватает проблемных пунктов, реализация которых предусмотрена программой "стэнд-бай". Одним из таковых является снижение финансирования в рамках госпрограмм. Белорусские власти пообещали "ограничивать чистое кредитование в рамках госпрограмм до 0,8 трлн рублей в I квартале, и, учитывая шок, - до 2,25 трлн рублей в концу года". В результате удельный вес кредитования в рамках госпрограмм сократится до 43% совокупных требований банков к экономике к концу года. "Данный лимит может быть повышен, если Беларусь получит дополнительное внешнее финансирование, или если дополнительное кредитование будет соответствовать снижению его доли в общих требованиях к экономике до согласованного уровня", говорится в письме. С другой стороны, Совет Министров издал рекомендацию не устанавливать какие-либо целевые показатели на 2010 год, например, целевые показатели в отношении объема производства и занятости, для предприятий, которые не получают государственную финансовую поддержку, и в которых у государства имеется миноритарный пакет акций. Другой проблемный вопрос – приватизация. Эксперты МВФ, побывавшие с последней обзорной миссией, были недовольны тем, что "темпы приватизации стали ослабевать". Судя по всему, когда это раздражение почувствовали в Минске, было принято решение о продаже БПС-банка, Госкомимущество Во всем этих обязательствах обращает на себя внимание другой нюанс. Казалось бы, проект Закона о приватизации должен быть принят раньше указанных для создания НАИП сроков. Однако дедлайн для проекта закона - 1 июля. К тому же до конца апреля планируется подготовить перечень из 20 предприятий, которые подлежат приватизации, а до конца июня президент должен дать согласие на приватизацию их контрольных пакетов акций. Впрочем, оценивая "расторопность" белорусских властей в других смежных отраслях, можно предположить, что приватизационные обязательства будут осуществлены в лучшем случае лишь частично. К таким сомнениям приводят даже заверения из анализируемых документов. Правительство обещало, что до конца марта увидит свет указ президента о создании Специализированного финансового агентства (СФА), которое примет на себя функцию по финансированию госпрограмм, которую в настоящее время исполняют банки. Однако на дворе уже апрель, а указ до сих пор так и не появился. МВФ также обязал Национальный банк Беларуси избавиться от непрофильных активов. Однако в начале года Петр Прокопович Что в итоге? В мае эксперты МВФ вновь прибудут в Минск для подведения итогов выполнения программы stand-by и проведут переговоры на предмет дальнейшего сотрудничества с Беларусью. Пока принципиальное решение по этому поводу не принято. Хотя после январских разногласий с Россией власти Беларуси захотели заключить с Фондом новое соглашение. Поэтому дальнейшее сотрудничество будет во многом зависеть, пройдет ли у Минска до мая "нефтяной шок". Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Правительство Беларуси пообещало Международному валютному фонду в скором времени приступить к активной приватизации и минимизировать последствия "нефтяного шока" для бюджета за счета ряда внутренних мер. Об этом говорится в письме о намерениях, которое премьер-министр Сергей Сидорский и глава Национального банка Петр Прокопович направили 15 марта директору-распорядителю МВФ Доминику Стросс-Кану.
|
|