Игра вторым номером. 21.by

Игра вторым номером

12.07.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Земля, которую ТНК обходят.Транснациональные корпорации не идут в Беларусь из-за ограниченности рынка. Эксперты советуют создавать собственные ТНК.Отечественным предприятиям нужно активнее пробиваться на зарубежные рынки при помощи экспорта капитала. Об этом заявила 6 июля на брифинге в Минске декан факультета международных экономических отношений БГЭУ, доктор экономических наук Галина Шмарловская.

По ее словам, кризис показал, что традиционные способы проникновения на рынки зарубежных стран не всегда являются эффективными. Поэтому отечественные предприятия должны подумать о новых путях расширения своего присутствия за рубежом.

В частности, одним из самых привлекательных является путь создания сетевых структур предприятий при помощи экспорта капитала. Он позволяет перейти от экспорта товаров к производственной деятельности отечественных предприятий в других странах.

Одним из путей расширения присутствия белорусских предприятий на заграничных рынках является фрагментация производства. Его, к сожалению, используют лишь некоторые предприятия страны. Отечественные заводы и фабрики могли бы усиленно заняться производством комплектующих для предприятий, которые находятся в других странах. Тем самым, по словам Г. Шмарловской, белорусские производители могли бы избежать мер как тарифного, так и нетарифного регулирования по отношению к себе.

Кроме того, как отметила Г. Шмарловская, специализация производств на изготовлении деталей позволила бы белорусским предприятиям включиться в сеть поставок комплектующих для транснациональных компаний.

Эксперт подчеркнула, что если раньше ТНК использовали рынки развивающихся стран только как реципиентов для своей продукции, то сейчас они рассматривают страны с переходной экономикой как партнеров и участников своей производственной цепи. И для белорусских предприятий важно не упустить возможность включиться в сотрудничество с ними, так как ТНК, как показала практика, являются наиболее конкурентоспособными игроками рынка.

Г. Шмаровская подчеркнула, что и сами белорусские предприятия должны создавать горизонтально и вертикально интегрированные структуры кластерного типа. Пока такие структуры существуют в Беларуси только в лесной, нефтехимической, машиностроительной и пищевой отраслях. На их базе можно переходить к созданию отечественных ТНК, которые смогли бы достойно представить Беларусь на внешних рынках, считает Г. Шмарловская.

По мнению директора научно-производственного предприятия "ЛЭМТ" Алексея Шкадаревича, Беларусь должна сотрудничать с ТНК только в тех направлениях, где сама не может обеспечивать необходимый уровень технологий. Он подчеркнул, что сотрудничество с ТНК - это всегда "игра вторым номером". В рамках транснациональных компаний белорусы не смогут в полной мере реализовать свой творческий потенциал, считает А. Шкадаревич.

Он добавил, что основную роль в белорусском экспорте должны играть крупные валообразующие производства, которые достались Беларуси от Советского Союза. Однако одновременно должны развиваться и тысячи малых и средних производственных предприятий, способных работать как самостоятельно,  так и на отечественных и зарубежных гигантов. При этом А. Шкадаревич отметил, что считает неправильной практику, когда государство выделяет крупным предприятиям бюджетные дотации, но никаким образом не поддерживает малый и средний бизнес.

"В этой ситуации я на стороне малого и среднего бизнеса", - сказал А. Шкадаревич.

Экономический советник Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора Кунявского Свен-Олаф Невиак усомнился в том, что крупные предприятия являются достаточно успешными экспортерами. Ведь белорусской продукцией часто интересуются зарубежные малые и средние предприятия, а работать с ними, отгружая небольшие партии товара, крупным отечественным производителям невыгодно.

Как отметил С.-О. Невиак, все говорят, что Беларусь имеет достаточно хороший экспортный потенциал. Однако никто не спешит это доказать. Все кивают на новых партнеров страны - Венесуэлу, Иран, Саудовскую Аравию. Но почему-то никто не говорит о выходе белорусской продукции на рынки с высоким уровнем конкуренции - в Западную Европу и Соединенные Штаты Америки.

Говоря о возможности прихода в Беларусь транснациональных корпораций, г-н Невиак подчеркнул, что Беларусь для них абсолютно неинтересна, так как рынок страны очень ограничен. И пока не стала ясной возможность выхода через Беларусь на рынки России и Казахстана, вероятность прихода сюда крупных корпораций практически нулевая.

Таким образом, резюмировал Свен-Олаф Невиак, экспортный потенциал Беларуси достаточно ограничен.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Транснациональные корпорации не идут в Беларусь из-за ограниченности рынка. Эксперты советуют создавать собственные ТНК.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика