Желание Минска найти замену российской нефти вызвало недовольство в Москве. Президент Беларуси на пятничной пресс-конференции заявил, что Россия препятствует поставкам венесуэльской нефти из Украины в Беларусь (запустив нефтепровод Одесса-Броды в аверсном режиме). Аналогичные проблемы, как удалось выяснить «Белорусским новостям», у Минска могут возникнуть и в вопросе поставок нефти из Латвии в Беларусь.
«Россия напрочь блокирует прокачку Беларусью венесуэльской нефти», — заявил Александр Лукашенко, комментируя в пятницу возможность поставок углеводородного сырья по нефтепроводу Одесса-Броды. «Нет и всё», — привел позицию российской стороны белорусский лидер.
В то же время официальный Минск считает стратегически важным расширять направления, по которым нефть поступает в страну. На одном из совещаний летом этого года Лукашенко подчеркнул, что страна должна «получать нефть с мировых рынков по разным маршрутам».
«Мы ни в коем случае не должны повторить ошибку, которая была у нас с Россией. Поставки нефти по одному маршруту также опасны, как зависимость от одного государства по поставкам углеводородного сырья», — заявил президент.
Наказ президента правительство учло в полной мере.
Если вначале венесуэльская нефть в Беларусь поступала только через Одесский морской торговый порт в Украине, то за последние месяцы география поставок расширилась. В июле и августе танкеры с латиноамериканской нефтью стали поступать в эстонский порт Мууга и литовский порт Клайпеда, откуда углеводородное сырье перенаправлялось на белорусские НПЗ.
Единственной прибалтийской страной, до сих пор незадействованной в процессе доставки венесуэльской нефти в Беларусь, остается Латвия.
Министр транспорта и коммуникаций Иван Щербо сообщил на этой неделе, что Беларусь ведет переговоры с Латвией по условиям транзита венесуэльской нефти. Он отметил, что предпочтения Беларусь будет отдавать тем портам, которые предложат наиболее выгодные условия сотрудничества.
«Все зависит от того, какие будут условия. Там, где эти условия будут конкурентоспособны, туда нефть и пойдет», — подчеркнул Иван Щербо.
Следует отметить, что Латвия теоретически может стать одной из ключевых стран в цепочке доставки углеводородного сырья в Беларусь. «Вопрос в трубе», — подчеркнул в беседе с корреспондентом «Белорусских новостей» представитель Министерства сообщения Латвии, находившийся на этой неделе в Минске.
Труба Вентспилс-Полоцк, о которой идет речь, — идеальный вариант для транспортировки венесуэльской нефти в Беларусь. «Трубопроводная транспортировка была бы гораздо выгоднее для Беларуси и с точки зрения объема поставок, и с точки зрения стоимости транзита», — сообщил «Белорусским новостям» представитель Министерства сообщения Латвии.
По экспертным оценкам, транзит нефти по нефтепроводу обошелся бы Беларуси в два раза дешевле, чем транспортировка по железной дороге.
Нефтепровод Вентспилс-Полоцк хоть не использовался с 2003 года, однако, по оценкам Министерства сообщения Латвии, полностью пригоден для транзита венесуэльской нефти в Беларусь. «Состояние нефтепровода вполне удовлетворительное», — говорят в латвийском министерстве.
Однако не факт, что Беларуси удастся использовать этот нефтепровод для транзита венесуэльской нефти. Причин тут несколько. Во-первых, чтобы начать поставлять венесуэльскую нефть через этот нефтепровод необходимо запустить его в реверсном режиме. Для этого надо построить насосную станцию.
Управляющая нефтепроводом компания LarRosTrans, по нашим данным, увязывает строительство насосной станции с выполнением Беларусью определенных условий. «Речь идет о предоставлении гарантий по объемам и цене транзита нефти», — пояснил БелаПАН информированный источник.
Сразу оговоримся, что данные условия могут быть неприемлемы для белорусской стороны. Дело в том, что изначальная позиция Беларуси заключается в том, что страна должна постоянно иметь маневр и не привязываться к какому-то одному транзитеру нефти.
Однако, как нам кажется, если речь будет идти исключительно об условиях строительства насосной станции, то стороны в конце концов договорятся. Проблема в том, что в переговоры может вмешаться политика, как в случае с нефтепроводом Одесса-Броды. На венесуэльском направлении, которое активно прорабатывает Минск, замаячили… российские интересы.
Ирония судьбы, но LatRosTrans — это латвийско-российское предприятие, которое на 34% принадлежит российской государственной компании «Транснефтепродукт» — «дочке» «Транснефти». Поэтому если в Москве будет принято политическое решение препятствовать поставкам венесуэльской нефти в Беларусь, то у России будет реальный механизм, как это сделать.
В латвийском правительстве разводят руками.
«Компания LatRosTrans — частная, государство не может на нее повлиять», — заявил БелаПАН информированный источник. Таким образом, будущее трубопроводных поставок венесуэльской нефти в Беларусь будет во многом зависеть от позиции акционеров латвийско-российского предприятия.
И если во главу угла будет поставлена экономическая целесообразность, то Минск, скорее всего, получит доступ к трубе. А вот если «вопрос о трубе» будет решаться на политическом уровне, то исход, вероятно, будет таким же, как в случае с нефтепроводом Одесса-Броды.