Что делать белорусским компаниям в кризис?. 21.by

Что делать белорусским компаниям в кризис?

01.06.2011 04:02 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Что делать белорусским компаниям в кризис?

У белорусских компаний наблюдается переизбыток денежных и человеческих ресурсов. В ожидании обещаний правительства стабилизировать ситуацию они рискуют истратить их впустую, вместо того чтобы произвести эффективное вложение.

У гениальной Людмилы Улицкой в ее гениальной «Сонечке» есть гениальный момент. Мудрая Сонечка, переживая расставание с безумно любимым ею мужчиной, в конце концов приходит к пониманию того, как к подобным событиям нужно относиться: «Как жаль, что все это закончилось… Но как же здорово, что все это было!»
Прекрасно понимая, что вызову негодование и несогласие большинства читающих этот текст, лично я выражу благодарность нашему правительству за последние лет 10–15. Все эти годы мы жили незаслуженно хорошо. Мы не делали ничего такого, чтобы жить так, как мы жили. И вот за это спасибо! И как же здорово, что все эти годы были! И как же безумно жаль, что они закончились…

А то, что они закончились, сегодня понимают все. Действующая модель экономики себя уже исчерпала. И если мы хотим продолжать дальше жить, а не существовать, то теперь для этого уже нужно что-то делать.

Уже оскомину набили сравнения нашего сегодняшнего кризиса с кризисом в Российской Федерации образца 1998 года. И разговоры о том, что мы так же легко выйдем из него оздоровившимися, перестроившимися и обновленными. Может быть и так.

Только я бы вот не стал говорить, что РФ так уж перестраивалась, чтобы выйти из того кризиса. Вся разница между Россией Ельцина, Путина и Медведева заключается только в цене на нефть. При Ельцине она стоила USD 20 за баррель, при Путине – USD 200. Для того чтобы понять, насколько изменилась за эти годы модель российской экономики, попросите Кудрина подготовить бюджет из расчета цены на нефть USD 18 за баррель и представьте, каков будет результат, если Алексей Леонидович уже при цене USD 60 начинает причитать и пророчить конец света.

У нас на самом деле все может быть так же, как и в России. Если цены или спрос на наши калийные удобрения, МАЗы с БелАЗами и прочее за месяцок-другой вырастут раз в десять.

А вот если нет, то нам на самом деле придется перестраиваться. Перестать надеяться на то, что нам почему-то что-то продадут по льготным ценам, а купят по рыночным. На то, что за счет этих остающихся в экономике сверхприбылей с прилавков сметут все, что бы и по каким бы ценам мы туда ни выложили. На то, что эта выручка позволит нам и дальше не замечать неэффективность нашей деятельности. Научиться работать в реальных рыночных условиях.

Мне более реальным видится второй вариант развития событий. Даже и не знаю почему…

Начинать перестраиваться необходимо уже прямо сейчас, для того чтобы выйти из кризиса уже эффективной компанией, а не пытаться менять потом коней на переправе.

Давайте посмотрим на сложившуюся ситуацию трезво. На самом деле лучший момент для проведения изменений придумать сложно.

Предположим, что завтра кризис закончится. Чем вы будете заниматься в первую очередь? Наверное, удовлетворением отложенного спроса ваших потребителей. Восстановлением утерянных либо нарушенных связей. Поиском замены сотрудникам, ушедшим во время кризиса. И так далее и тому подобное. На работы по оптимизации вашей деятельности вас попросту не будет хватать. Поэтому в новую действительность вы перетащите все ваши текущие недочеты и ошибки.

Я не любитель делать прогнозы. Но вот один я могу сделать, абсолютно не боясь ошибиться. Как и в России в 1998 году, так и у нас сегодня большинство компаний уйдет со сцены не во время самого кризиса, а в ближайшее время после его окончания.

Чем целесообразно заняться компаниям для эффективной работы в новых условиях? На самом деле вариантов множество. Вы можете провести обучение сотрудников. Согласитесь, ведь в прошлом вам наверняка не хватало на это ни свободного времени, ни свободных средств. Можете оптимизировать бизнес-процессы в вашей компании, чтобы максимально устранить имеющиеся проблемы, выявить и избавиться от ненужных операций и, соответственно, сэкономить затрачиваемые на их исполнение ресурсы, а также снизить стоимость выполнения оставшихся операций. Можете внедрить систему управленческого учета деятельности компании, для того, чтобы получать достоверную информацию об эффективности отдельных ее операций. Можете задуматься об автоматизации. Еще раз говорю, вариантов множество. В конце концов, сейчас самый подходящий момент для того, чтобы остановиться и задуматься, куда и правильным ли путем мы идем, то есть разработать стратегию развития компании. Ведь останавливаться все равно приходится. Так почему бы тогда не задуматься?

Реализация всех этих мероприятий именно сейчас целесообразна и с точки зрения экономии средств Компании.

Сегодня многие компании сокращают объемы своей деятельности либо полностью ее приостанавливают. Причем связано это в большинстве случаев не с отсутствием спроса на их продукцию (товары, работы, услуги), а с невозможностью приобретения необходимых для ее изготовления ресурсов. В связи с этим наблюдается ситуация, когда на счетах происходит накопление огромных объемов выручки, потратить которую разумным образом не представляется возможным, в то же время персонал Компании направляется в отпуска с частичным (а зачастую и без него) сокращением заработной платы. То есть мы видим явный избыток у компаний двух видов ресурсов: денежных и трудовых. Эта ситуация не была бы столь страшна, если бы не постоянная утрата данных ресурсов компании, так как лежащие на счетах белорусские рубли с каждым днем все более и более обесцениваются, а отправленный по домам персонал в большинстве случаев находится в поиске другого места работы.

При этом необходимо понимать, что потратить средства на обучение и собственную оптимизацию вам все равно придется. Согласитесь, лучше сделать это сегодня, когда за имеющиеся у вас деньги можно выполнить намного больше работ, чем даже в ближайшем обозримом будущем. Также реализация данных проектов позволит эффективно задействовать ваш временно свободный персонал, сократив до минимума время для размышлений на тему «А не попробовать ли мне?..».
Проведение мероприятий по оптимизации деятельности компании позволит вам не только сохранить имеющиеся у вас сегодня средства, но и использовать их наиболее рационально. Если окинуть взглядом рынок консалтинговых и образовательных услуг, то можно увидеть, что сегодня бизнес-курсы, семинары, тренинги и услуги консультантов в долларовом эквиваленте стоят на 40–70% меньше, чем они стоили несколько месяцев назад и чем будут стоить после стабилизации ситуации. Не стоит также забывать, что сегодня реализовать проекты по оптимизации деятельности компании и обучить ее сотрудников можно практически без их отрыва от осуществления основных своих обязанностей.

Сколько у вас есть времени на осуществление данных работ? Точного ответа, к сожалению, я дать не могу. Я хотел написать этот текст еще пару дней назад, но прочитал слова Мясниковича о том, что в понедельник-вторник будут предприняты все необходимые действия для стабилизации ситуации, и (наивный!) подумал, что незачем. Сейчас всем попытаться бы разгрести текущую кучу проблем, а тут я со своими обучением и консалтингом. Но вот вторник наступил…

Кажется, в «Жизни и необычайных приключениях солдата Ивана Чонкина» был такой забавный момент, когда одна тетка в сельмаге запасалась солью, спичками, мылом… в ожидании войны (что-то, кстати, знакомое, не находите?). Так вот, набрала она всего этого добра и начала рассчитываться с продавщицей. И Войнович очень смешно описывает, как она клала деньги на прилавок по рублю и после каждого смотрела на продавщицу в надежде, что та скажет: «Хватит». Помню, мне тогда очень живо и смешно в голове рисовалась эта картинка.

Поведение наших властей напоминает мне поведение этой тетки в сельмаге. Сначала положили на прилавок 4000 рублей и посмотрели на продавщицу. Нет, не хватило. А 4500? Тоже маловато будет… А 4930?

Поэтому что-то мне подсказывает, что времени у нас с вами на эти мероприятия достаточно. И наша с вами задача не занимать выжидательно-выживательную позицию, а использовать это время максимально эффективно.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
У белорусских компаний наблюдается переизбыток денежных и человеческих ресурсов. В ожидании обещаний правительства стабилизировать ситуацию они рискуют...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика