Беларусь удачно для себя завершила переговоры с Россией по поставкам нефти в 2012-1015 годах, получив еще одну интеграционную энергетическую скидку от Москвы. По оценке премьер-министра Михаила Мясниковича, ежегодная выгода Беларуси от нового нефтяного соглашения составляет около 700 млн. долларов.
Стороны пока не раскрывают подробностей договоренностей. Российские нефтяные компании, участвовавшие в переговорах и опрошенные Naviny.by, отказались дать какую-либо информацию, сославших на коммерческую тайну. Белорусское правительство пока также хранит молчание. В частности, министр финансов Андрей Харковец, которого журналисты сегодня попросили прокомментировать нефтяные договоренности, заявил, что не знает их характера и потому оценить финансовые последствия принятых решений не может.
Пока известно, что с 2012 года поставки российской нефти в Беларусь будут осуществляться с учетом новой формулы цены. Об этом официально сообщил концерн «Белнефтехим». Кроме того, ряд государственных СМИ со ссылкой на экспертов сообщили, что новые условия поставок нефти являются наиболее выгодными для Беларуси за последние 5 лет.
По неофициальной информации, выгода для Беларуси заключается, прежде всего, в отмене премии к цене нефти, которую наши НПЗ платили российским поставщикам. «Премия отменяется. Пересмотрена формула цены», — заявил AFN.by источник в «Белнефтехиме».
По словам источника, «формула расчета сложная. Но в итоге снижение цены составит от 20 до 40 долларов на тонне по сравнению с ценой текущего года».
Плюсом можно считать и то, что Россия гарантировала белорусским НПЗ полную загрузку мощностей.
«Баланс нефтяного сырья Республики Беларусь на 2012 год полностью обеспечивает потребности НПЗ, в том числе предусматривает поставку в Республику Беларусь 21,5 миллиона тонн российской нефти трубопроводным транспортом, что на 3,5 миллиона тонн больше, чем в 2011 году»,— говорится в сообщении «Белнефтехима».
При этом, что любопытно, договоренности стимулируют экспорт белорусских нефтепродуктов на российский рынок. По информации «Белнефтехима», «новая формула придает финансовую целесообразность поставкам белорусских нефтепродуктов в Российскую Федерацию». Более того, стороны даже согласовали балансы поставок нефтепродуктов.
До сих пор экспорт бензинов в Россию был финансово не очень выгоден белорусским НПЗ, даже несмотря на то, что в этом случае не платилась таможенная пошлина в российский бюджет. За январь-сентябрь этого года на российский рынок было поставлено 38,9 тысячи тонн нефтепродуктов на 29 млн. долларов. При этом доля России в общем объеме экспорта белорусских нефтепродуктов составила всего 0,34%.
«Зачем поставлять нефтепродукты в Россию, если у наших заводов отработана логистика поставок на более выгодные рынки — европейский и украинский, где более привлекательная цена реализации бензинов?», — задаются вопросом эксперты.
Тем не менее, Беларусь была готова расширять свое присутствие на российском рынке. Не случайно в конце ноября Александр Лукашенкозаявил о готовности помочь российским «мерседесам» с бензином.
Теперь такая возможность появится. Причем помимо ценового фактора, на что указывает «Белнефтехим», привлекательность поставок нефтепродуктов в Россию обеспечивает и ситуация на рынке, добавляют эксперты.
«Россия по-прежнему испытывает дефицит нефтепродуктов, в первую очередь это касается марочных бензинов», — заявил Naviny.by ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.
Российским НПЗ, по его словам, не хватает собственных мощностей, чтобы полностью закрывать потребности рынка. Острый дефицит бензинов, возникший в начале этого года, вынудил правительство принять ряд мер. В частности, изменения в законодательство позволили восстановить давальческие схемы поставок сырья: за границу вывозится российская нефть, а назад возвращаются нефтепродукты.
По словам Рустама Танкаева, эта схема широко применялась в 90-е годы, но позже была ликвидирована, так как позволяла вывозить из страны капитал в больших объемах и реализовывать массу схем уклонения от налогов.
«Но из-за бензинового кризиса мы рекомендовали временно вернуть эту схему, потому что она позволяет закрыть текущий острый дефицит бензина», — констатировал эксперт
Также Россия начала реализовывать схему по получению бензина из Японии. Экспорт нефтепродуктов в Японии запрещен, отметил Танкаев. Но поставки допустимы, если импортер ввозит нефтепродукты на территорию страны.
«Если вы тонну завезли и тонну вывезли, то такие схемы допустимы. В результате в Японию пошли поставки дизельного топлива, которого у нас достаточно, а назад в Россию — марочный бензин. Вот так мы закрываем бреши», — отметил Танкаев.
Тем не менее, России пока не удается полностью ликвидировать дефицит бензинов на внутреннем рынке. Дело в том, что парк автомобилей в России растет чуть ли не быстрее всех в Европе, констатирует Танкаев. «В этом году, похоже на то, что по количеству новых проданных автомобилей Россия опять опередит Германию. Поэтому нам нужны новые источники бензина. И Беларусь вполне может стать таким источником», — полагает эксперт.
На его взгляд, в следующем году Беларусь легко может закрепиться на российском рынке. «Российские нефтяные компании вынуждены продавать сбытовые сети или сворачивать программы их расширения. Наша антимонопольная служба так постаралась отбить охоту покупать заправочные станции, что даже такие компании как «Лукой» отказались от покупки и стали продавать свои АЗС. В этой ситуации независимым заправщикам очень нужны бензины. При этом сбытовых сетей, с которыми можно заключить соглашения, предостаточно, и найти партнеров труда не составит», — констатирует Рустам Танкаев.
Более того, даже если дефицит бензинов впоследствии будет преодолен, российское правительство будет стремиться к тому, чтобы сохранить место Беларуси на своем рынке нефтепродуктов, подчеркнул эксперт.
При этом Танкаев убежден, что российский рынок для белорусских НПЗ в итоге окажется привлекательнее европейского.
«На самом деле, если из цены нефти для европейских потребителей отнять пошлину, которую вы платите, то в итоге вы получите цену ниже той, что может получиться на российском рынке. По оценкам, российский внутренний рынок выгоднее европейского с точки зрения цены примерно на 15-30%», — подчеркнул Танкаев.