Неравный газ. 21.by

Неравный газ

04.04.2012 10:39 — ИноСМИ | РГРК «Голос России»  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: РГРК «Голос России»

Государства-участники Единого экономического пространства - Россия, Белоруссия и Казахстан - вряд ли смогут к 2015 году выйти на равнодоходные цены на газ - такое мнение озвучил первый заместитель министра энергетики Белоруссии Эдуард Товпенец. Это значит, что Белоруссии газ будет доставаться по ценам, которые значительно ниже европейских.

Что это значит для России и каковы перспективы изменения цен на газ, рассказал в интервью "Голосу России" президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин.

- Что такое равнодоходные цены на газ? Как они рассчитываются?

- Равнодоходные цены на газ - это такой принцип, когда цена, например, в каком-то регионе или для какой-то страны соответствует определенной формуле. Кстати, формула эта приведена на сайте службы по тарифам, потому что еще в 2007 году было решение правительства, что они каждый квартал должны рассчитывать эти формулы, как если бы они сейчас были введены. Если бы они были сейчас введены, какой бы был уровень цен?

А принцип там следующий: мы берем цены европейского рынка, затем вычитаем от них транспортные затраты, экспортные пошлины и приходим к данному региону - таким обратным счетом. И цифры, которые при этом получаются, это расчетная цифра равнодоходности.

То есть логика такая: "Газпром" поставляет в Европу газ по тем ценам, там берутся усредненные цены по контрактам. Потом поставляют газ на данный рынок - в регионы России или в страну, не входящую в Европейский союз. Если эта поставка идет по тем же ценовым принципам, каков будет уровень цен? Это и есть равнодоходность.

- В Министерстве энергетики Белоруссии заявили, что в следующем году цена на российский газ для Минска останется на уровне 166 долларов, а в 2014 вырастет до 178 долларов. Для России это много или мало?

- Это сопоставимо. У нас сегодня средняя цена на газ для российских регионов - между 90 и 100 долларами. Но она средняя, то есть в Тюмени она минимальная, порядка 60 долларов, дальше, двигаясь вдоль газотранспортной системы, она увеличивается.

В Центральной России цена около 100 долларов, а в западных районах, предположим, 120 долларов. Теперь мы знаем, что во второй половине этого года у нас ожидается как минимум 15-процентное повышение цен на газ. Председатель правительства сказал, что более высокого повышения не будет.

Если принимать 15 процентов, у нас получится, предположим, 140 долларов в западных районах страны, может, немножко больше. А Белоруссия еще западнее, поэтому 160. Это сопоставимые цены.

То есть получается, что ценообразование для Белоруссии в принципе сопоставимо с ценообразованием для российских регионов - естественно, если мы в Едином таможенном пространстве, в Едином экономическом пространстве.

- Тогда с чем связано заявление белорусского Минэнерго о том, что мы не сможем выйти на равнодоходные цены? Что это значит для России?

- Прежде всего, Россия не сможет выйти на равнодоходные цены. А изначально предполагалось в 2007 году, что этот выход состоится в 2011 году. Потом он был перенесен на 2014 год. Сейчас нового решения не принято, но, судя по всему, в 2014 году мы на этот уровень цен не выйдем.

Одна из причин заключается в том, что нефтяные цены очень выросли. Соответственно, и газовые цены по долгосрочные контактам, которые индексируются по нефтяным, тоже выросли.

Поэтому если мы теперь будем пересчитывать, как службы по тарифам делали, то мы будем получать на западной границе России или Белоруссии цены 250-270 долларов. А у нас, как мы говорили, цены в 2-2,5 раза ниже.

Можем ли мы преодолеть этот разрыв где-нибудь за два года? Но это бы означало, что мы очень быстро индексируем цены на газ. А решено пока, что такого не будет, что будет умеренный рост, выше инфляции, но все-таки умеренный, даже в этом году 15 процентов. Если все будет двигаться таким темпом, конечно, мы не выйдем за два года к равнодоходности, предполагая, что цены на нефть не рухнут и так далее.

- И как это экономически скажется на России?

- Я думаю, что это вполне нормальное развитие событий, потому что для любого резкого повышения цен экономика должна адаптироваться, должны быть соответствующие инвестиции. Но сегодня экономика, как представляется, по крайней мере, энергоемкие отрасли плохо готовы к такому резкому повышению.

Кроме того, повышение цен на газ в 2-2,5 раза приведет к повышению цен на электричество процентов на 60, предположим. У нас больше 60 процентов электричества производится из газа. Значит, цены на электричество серьезно кусаются, это все знают, и отражаются на конкурентоспособности, на эффективности.

То есть речь идет о том, можем ли мы жить на уровне цен, будем говорить, 250 долларов, проанализировать, готова ли наша экономика к такому уровню цен. Или, когда она станет готовой, что надо для этого делать. Но автоматически, мне кажется, за два-три года этого не произойдет.

- Возвращаясь к Белоруссии, ряд экспертов выражает мнение, что через три года эта страна станет для "Газпрома" самым прибыльным рынком. Как вы к этому относитесь?

- Мы не знаем, как будут дальше увеличиваться цены, но если будет сохраняться эта логика, что цены для Белоруссии сопоставимы с российскими, с западным районом России, тогда это означало бы, что и поставки, например, на запад Российской Федерации тоже самые выгодные для "Газпрома".

Но, по-моему, оснований так считать нет, все-таки поставки в Европу выгоднее. Все расчеты показывают.  

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
О перспективах перехода государств-участников Единого экономического пространства к равнодоходным ценам на газ рассказал эксперт Владимир Фейгин.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (ИноСМИ)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика