На Сурб Затик ученики армянской школы подготовили спектакль «Ануш». 21.by

На Сурб Затик ученики армянской школы подготовили спектакль «Ануш»

17.04.2015 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Воскресенье, 5 апреля 2015 года от Рождества Христова. Весь честной армянский народ празднует Сурб Затик (Пасху). В школе и взрослые, и дети приветствуют друг друга словами:

- Քրիստոս յարեաւ ի մեռելոց  (Хритсос воскрес из мертвых!)

- Օրհնեալ է յարութււնն Քրիստոսի (Благословенно Христово Воскресение!)

И вот уже пасмурное утро перестает давить серостью и холодом, душа постепенно наполняется радостью. Спаси Бог Вас, Люди!

Щедрые хозяюшки подготовили столы, полные всевозможных пасхальных украшений и кулинарных изделий: Древа жизни, сделанные из вишневых веточек, на которых красовались самодельные бумажные яйца, салфетки, вышитые зелеными и красными нитками (зеленый цвет – символ мужского начала, красный – женского), куличи, гата, пахлава, крашеные яйца в корзинках, проросшая пшеница.

В зале – почти аншлаг, начинается премьера спектакля «Ануш», рассказывающем о трагической любви крестьянской девушки Ануш и пастуха Саро. Это музыкально-театрализованное представление сопровождает видеопрезентация – кадры из фильма-оперы «Ануш» с прекрасной Сати Спиваковой в главной роли. В основе спектакля – опера национального композитора Армена Тиграняна «Ануш», написанная по мотивам одноименной поэмы выдающегося армянского поэта и писателя Ованеса Туманяна. Краткое содержание поэмы: события произведения разворачиваются во 2-ой половине 19в. в армянском селе Лори, Ануш и Саро пылко влюбляются друг в друга, но закон кровной мести вынуждает родного брата главной героини — Моси, убить ее возлюбленного. На армянских свадьбах был распространен обычай дружеской борьбы-игры между парнями, в которой не должно было быть ни победителей, ни побежденных.

Если вдруг один из игроков бросал другого наземь, второй воспринимал это как оскорбление, и обязан был смертельно отомстить своему обидчику, что и сделал Моси, застрелив несчастного Саро. Несмотря на то, что действия возлюбленного Ануш были непреднамеренными (он на мгновение засмотрелся на любимую и в страстном порыве не заметил, как повалил Моси на землю), закон требовал смертельной кары для победителя. Обезумевшая от горя, Ануш навсегда бросается с утеса в воды реки Дебед. Гениальный О. Туманян показал, как суеверия (гадания, вера в приметы и т.д.), закон кровной мести, отрицающий надежду на прощение без пролития крови, берущие начало еще в ветхозаветное время, грех уныния, поглотивший душу Ануш в связи с гибелью Саро и приведший ее к безумию и самоубийству, помешали двум молодым красивым людям быть счастливыми. И это несмотря на то, что Армения стала первым в мире государством, принявшим христианство как государственную религию еще в 301 год н. э. при царе Трдате 3. Больно и обидно! На мой взгляд, актуальность прочтения поэмы «Ануш», безусловно, неоспорима в любой из хисианских праздников.

«Наша Ануш» — старшеклассница Мери Егеазарян, прекрасно справилась со своей ролью. Внешне она по-туманяновски – настоящая «…девушка гор, красавица гор, смуглая краса, черная коса!..», имеющая «…стан стройный, розы щек!.. темных морей» — очи. И пела, и читала монологи девушка очень убедительно. Особенно запомнилась ее слезная мольба к Моси (Карен Григорян) о том, чтобы тот не убивал ее Саро (Армен Аветисян). Бедная нани – мать Ануш (Кристине Ованесян), тщетно старалась своими строгими уговорами удержать дочь дома. Слова автора красивым голосом читала учитель армянского языка и литературы – ориорд Карине Акопян. Танцы – два с участием девочек, нежные и спокойные, третий – «Танец пастухов», динамичный, быстрый, – наряду с красивыми костюмами, песнями, явились одним из главных украшений спектакля. Зритель от души аплодировал всем артистам!

Далее ученики, учителя и родители объединились в общей молитве «hАйр мер» («Отче наш»), прочитанной на грабаре (древнеармянском языке). Краем глаза посматривая на своих «желторотиков», взрослые умилялись тому, как складно те соединяли свои маленькие ладошки в молитвенной позе, уверенно произносили слова.

Следующими выступили малыши со своим любимым воспитателем тикин (госпожа) Дианой (Барсегян), одетой в национальный костюм. Они исполнили песню «Чамичов плав» («Плов с сухофруктами»), в которой внучата просили обожаемую ими бабушку приготовить к пасхальному столу самый вкусный «чамичов плав». Зал взорвался смехом, когда на предложение татик (бабушки) по-настоящему отведать рисовый плов, самые маленькие ученицы стали отрицательно качать своими головками и кривить ротиками! Смех – смехом, а мамы спокойны – дети сыты!

Далее тикин Заруи (Симонян) напомнила всем о том, что 24 апреля исполнится 100 лет со дня Геноцида армян (массовое убийство армянского населения в Османской империи с 1915 по 1923 годы), который унес 1.5 миллиона невинных жертв. Остальные полмиллиона (в канун Первой мировой войны в Османской империи жило два миллиона армян) — рассеялись по всему миру. Идеи пантюркизма младотурецкого правительства (пришло к власти в 1908 году) предполагали тюркизацию всех национальных меньшинств империи. Армяне предпочли умереть, чем предать веру во Христа и потерять свою национальную идентичность.

29 января 2015 года была принята Всеармянская декларация к 100-летней годовщине Геноцида. В мемориальном комплексе Цицернакаберд состоялась церемония ее оглашения Президентом РА Сержем Саргсяном. Государственной комиссией по координации мероприятий, посвященных 100-летию Геноцида армян, совместно с действующими в диаспоре региональными комиссиями были придуманы девиз («Помню и требую!») и эмблема – цветок незабудки (анморук). «Помню» — значит не забываю историю своей семьи и пережитую трагедию, «требую» — передаю всему миру требование армянского народа признать геноцид армян, осудить его как преступление против человечности, чтобы в дальнейшем не допустить истребление своего и других этносов. Другое дело, что за признанием в преступлении против гуманности и принципов всеобщей справедливости стоит материальная ответственность государства-агрессора за совершенное злодеяние. Но это уже предмет обсуждения для другой статьи.

В заключительной части праздничного представления всем ребятам подарили значки с изображением незабудки и объяснили, что на различных языках этимология названия цветка отражает одинаковый смысл – «ПОМНИ». Именно он является основным посланием 100-й годовщины. Незабудка в средневековье считалась символом присутствия Бога. Пять лепестков Незабудки символизируют пять континентов, на которых нашли пристанище спасшиеся от Геноцида дети армянского народа, лишившись возможности жить на Родине. Цветок имеет четыре основных цветовых компонента – фиолетовый, светло-фиолетовый, желтый и черный. Каждый из них несет в себе определенный смысл: черный цвет символизирует ужасы резни и память о Геноциде. Внутренний лучеобразный светло-фиолетовый – несет в себе идею единения. В качестве преобладающего цвета эмблемы предложен фиолетовый. Он широко распространен в элементах одежды служителей Армянской церкви. Желтым цветом изображен свет Солнца, дающего надежду на жизнь и созидание, в виде расположенных по кругу 12 склоненных плит, символизирующих мемориальный комплекс Цицернакаберда.

Затем зрители, артисты и учителя отведали-таки желанные пасхальные лакомства. Мальчишки сразу же устроили чемпионат по битью яиц, девчонки – по поеданию сладостей! Все остались очень довольны праздником!

Друзья! Любви Вам Христовой и душевного мира, ибо сказано: «… какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?..» (Мф. 16, 26).

Рита ГЕВОРГЯН
Фото автора

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Воскресенье, 5 апреля 2015 года от Рождества Христова. Весь честной армянский народ празднует Сурб Затик (Пасху). В школе и взрослые, и дети приветствуют друг друга...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика