День Победы, который мы недавно всенародно отметили, не зря называют «праздником со слезами на глазах». Слезы блестели 9 Мая и на лицах наших гостей из Российской Федерации, этнических армян, которые приехали за 1500 км в наш город, чтобы побывать на могиле своего родственника, погибшего при освобождении Несвижа в июле 1944 года. До трагически известного землетрясения все они жили в Ленинакане, а после него обосновались кто в Чебоксарах, кто — в Москве, но желание поклониться памяти отца, дяди, дедушки и прадедушки и увидеть своими глазами землю, где он принял свой последний бой, привело их к могиле воинов и партизан, павших при освобождении Несвижа.
На памятнике, установленном на братской могиле в нашем парке, есть только одна армянская фамилия — Мхитарян А.А.
История этого человека — по-своему особенная и в то же время очень показательная для того времени, которое проверило на прочность многие народы бывшего Советского Союза. Как рассказали родные погибшего героя, он был очень образованным и умным человеком — работал управляющим банком в Майкопе, инженером на военном заводе. Имел полное право не идти на фронт, спокойно дожидаясь рождения сына. Но нет — как настоящий патриот, он считал, что его сила и защита очень нужны Родине, и добровольцем ушел на фронт. Воевал так, что был награжден орденом Красной Звезды. Через три года, получив серьезное ранение, был отправлен домой, но через месяц всё равно опять ушел на фронт и бой за освобождение Несвижа стал для него последним.
— Когда папа родился, — говорит внучка героя Аргине Мхитарян, — моя бабушка назвала его в честь отца, который на то время уже погиб. Поэтому моего папу зовут Агаси Агасиевич. Она очень любила своего мужа, жила памятью о нем и замуж больше не вышла. Когда была жива, говорила: «Если я умру, похороните меня в России, чтобы я была ближе к моему Агасию». Она похоронена в Чебоксарах.
О месте, где погиб А.А. Мхитарян, первым узнал его племянник Цолак Антонян, который обратился с запросом в Центральный комиссариат в Москве.
— Вы не представляете, — сказал в нашей беседе Цолак Артаваздович, — какие чувства я испытал, когда приехал и впервые увидел на этом памятнике фамилию своего дяди. Он погиб здесь, защищая этот город, этот парк и этот замок. Спасибо белорусской земле, белорусскому народу за то, как здесь сохранена эта память. Ведь мы по-своему счастливые люди — мы знаем, где похоронен наш родной человек, мы всегда можем приехать сюда и поклониться этому месту, положить цветы. А сколько людей не знают, где лежат их отцы и деды! Это еще страшнее.
Я впервые побывал здесь в октябре прошлого года, рассказал об этом родным и мы решили, что все вместе приедем сюда 9 Мая. Что мы и сделали.
Сын погибшего героя Агаси Агасиевич Мхитарян почти не мог говорить — горло сдавили слезы. Те самые слезы, которые выступают не от слабости, а от горя, которое не лечит время. Всю жизнь ему не хватало отца, и единственным утешением было сознание того, что он был настоящим мужчиной — патриотом и защитником Родины.
Мои собеседники пожелали всем нам — и белорусам, и армянам, и русским, и всем, кому только можно, чтобы больше никогда не повторялась трагедия войны, чтобы над нами было чистое, мирное небо. И попросили на память горсточку земли с братской могилы, чтобы хоть так, символически, соединить опять своих родных.
Кто мог бы отказать в такой просьбе? Думается, никто.
Армянские гости собирались уезжать домой в тот же день, 9 Мая, но с Несвижем, сказали, не прощаются, будут рады приехать опять. И он тоже будет им рад, пока горит вечный огонь у Братской могилы в городском парке, пока живет память.
Софья ЛЮБАНЕЦ.
Фото
Натальи ЕРМОШЕНКО.