Через два года такой экономической политики Россия скажет: "Дефолт или союзное государство" - эксперт
26.10.2018 16:14
—
Разное
|
Фото: svaboda.org
Я думаю, Румасу не надо конкурировать в популизме с Лукашенко - Депутаты Палаты представителей получили программу обновленного правительства на 2019-2020 годы за подписью премьер-министра Сергея Румаса. Ее объем - 46 страниц, на которых изложены цели и задачи правительства. Когда Лукашенко назначил новое правительство 18 августа, то политически активная общественность очень жарко обсуждала вопрос, будет ли это правительство «реформистским», возможно ли это в существующей политической системе? Проект, который сейчас представил правительство - дает ли он ответ на этот вопрос? - Чтобы провести тест этой программы, нужно просто ответить на ряд вопросов, которые скажут, будет ли это программа-имитация, или это будет программа каких-то реальных действий ради строительства рыночной экономики, либерализации, создания народной экономики, а не номенклатурной. Например, будет ли расширяться частный сектор экономики. будет ли государство занимать столько же места, как сегодня? И мы видим в программе, что налоговое бремя будет составлять 26 процентов ВВП. Это без тех платежей, которые идут в фонд социальной защиты, других платежей, которые составляют 43-45 процентов ВВП. Мы не видим, чтобы государство поняла, что с таким бременем государственных расходов что-то можно сделать. В программе нет слова «приватизация» - этого слова правительство Румаса боится, как и его предшественники. Не будет ликвидирован конфликт интересов в органах государственного управления - более того, вещи, которые происходят на рынке алкоголя, свидетельствуют, что продолжаются плохие практики государственного управления. Мы видим в проекте хорошие декларации - развитие ПВТ, предпринимательства. Но конкретных действий, которые бы доказали, что в 2020 году у нас будет немного лучше и более рыночная экономика, - нет. - Румас даже созвал совещание 23 октября в связи с тем, что за сентябрь реальный заработок получился на 23,9 рубля меньше, чем месяц назад. Это говорит о том, что правительство вынуждено больше заботиться не о реформах и преобразования, а именно о заработке, ведь задачу его повышения поставил Александр Лукашенко. - Я думаю, что Румасу не надо конкурировать в популизме с Лукашенко, у него совсем другая функция. С моей точки зрения, ему следовало бы созвать совещание по вопросу, как тратят деньги местные власти, государственные предприятия. И тут суммы - миллиарды долларов, которые используются крайне плохо. Совещание - это то, что до Румаса делал и Кобяков, Мясникович. Попытка подложить соломку, чтобы Лукашенко сказал - «хорошее правительство». А на самом деле в программе правительства, вместо того чтобы создавать институции развития и быстрого роста - мы видим перечень тех номенклатурных фаворитов, которые будут в дальнейшем получать деньги из бюджета. «Нафтан» и «Азот» - это крупные предприятия, пусть там государство деньги дает. Но зачем поддерживать производство трикотажных полотенец, для меня это сильная загадка. И это свидетельствует, что опять ничего не изменится. - По вашему мнению, почему правительство Румаса так делает? Это соответствует подходам самих новых министров - или просто глава государства и его администрация поставили правительство в такие рамки, за которые они не могут выйти? - Если премьер-министр будет ссылаться на главу Администрации Кочанову, или на Совет Безопасности, на главу МВД, КГБ, кого угодно - это уже не будет премьер-министр. Сам Лукашенко говорил, что правительство берет ответственность за экономику. Надо ни на кого не оглядываться, а наводить порядок прежде всего в государственном секторе, именно он источник опасности, дисбалансов, долгов, он тянет всю экономику вниз. Если правительство снова думает, как взять кредиты, и не думает, как разрушить ту систему с конфликтами интересов, которая доводит до коррупции, - тогда какая разница, кто в правительстве? Правительство должно вести себя, как Нацбанк. Как врач, которому привезли тяжелобольного и без ампутации не обойтись - Нынешний состав правительства был назначен 18 августа, за два с лишним месяца можно давать оценки первым шагом. Что бы вы отметили положительного или отрицательного? - Не решаются принципиальные вопросы, которые ставит бизнес-сообщество. Бизнес-сообщество готовит 12 лет подряд и представляет Национальную платформу бизнеса. Главный вопрос там - декриминализация экономической деятельности. Мы не знаем отношения правительства к этому и к удалению из Уголовного кодекса статьи о лжепредпринимательстве. Пока ни один вопрос, который ставит бизнес, не рассмотрена, и мы не слышали отношения Румаса к этим темам. Поэтому у бизнеса пока нет основания доверять новому правительству. Возможно, это очередное предвыборное правительство, министры которого просидят на своем месте два года, чтобы потом оказаться в каком-то российском банке. - По вашему мнению, этот предвыборный аспект влияет на «смелость» правительства, когда Лукашенко однозначно определил приоритеты - заработок, а не некие абстрактные перемены? И не выходит за рамки, определенные прежними решениями, например, Всебелорусского народного собрания? - На самом деле в этих документах много того, что можно было бы использовать для поддержки реформ. Например, Нацбанк сумел убедить Лукашенко, что высокая инфляция - это плохо для экономики, и последние три года проводит сбалансированную монетарную политику. Именно такой подход должен быть у правительства Румаса. А они ничего не делают! Мы не можем рассчитывать на развитие предпринимательства, когда 80 процентов ресурсов находится в руках государства. Какие-то перемены происходят в гетто, в маленьких рыночных нишах, но они принципиально не влияют на развитие экономики. Правительство должно вести себя, как Нацбанк, как технократический орган, который делает то, что нужно. Как врач, которому привезли тяжелобольного и без ампутации не обойтись. Через два года такой экономической политики Россия скажет: «Беларусь - банкрот» - Сторонники статус-кво могут сказать, что падение закончилось, последний год ВВП растет, доходы населения растут. Цена на нефть увеличивается, снова белорусский экспорт в Россию растет - не надо ничего радикально менять. - ВВП растет, но при этом 27 процентов выручки идет на выплату кредитов, предоставляет рентабельность, на 30 процентов меньше чистой прибыли, неплатежи растут, и государство только перекладывает из одного кармана в другой. Через два года такой экономической политики Россия скажет: «Беларусь - банкрот». Дальше - либо дефолт, либо союзное государство. И Лукашенко это чувствует и хотел бы проводить независимую экономическую политику. Не доводить до ситуации, когда Россия скажет - у вас 4 миллиарда долгов, продавайте нам Белтопгаз вместе с Беларуськалием. Так что либо мы формируем самостоятельное государство с многовекторной торговлей, либо поддерживаем производство полотенец, которое не должно ничего иметь с поддержкой государства. И поэтому, когда мы видим молодые лица в правительстве - нужно, чтобы они действовали по-современному, а не повторяли те ошибки, которые делали их предшественники. - На днях снова была повышена пенсия, на 5 процентов. Пока независимые экономисты кричат о кризисе, пенсии повышаются уже второй раз за несколько месяцев. Откуда деньги? - На самом деле в пенсионеров уже забрали эти 5 процентов, так как инфляция по тем продуктам и услугам, которые они потребляют, значительно больше. Поэтому это такая компенсация задним числом. Действительно, нет источников, чтобы бюджет мог позволить себе такие вещи. Это проедание будущего, стимулирование внутреннего рынка. Мировая экономика в этом году будет иметь рост около 3,8 процента, и это больше, чем в Беларуси. Если Беларусь будет расти такими анаболическими средствами, тогда в 2019-20 году, в эпицентре политических кампаний, мы будем иметь то, что имели в 2015 году - еще один социальный кризис. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Новые, молодые лица в правительстве делают старые ошибки.
|
|