Муза Чайковского. 13 лет трогательной переписки – и ни одной личной встречи. 21.by

Муза Чайковского. 13 лет трогательной переписки – и ни одной личной встречи

04.01.2019 15:44 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Композитор Петр Ильич Чайковский оставил после себя великое наследие: невероятную по красоте музыку. За свою жизнь он написал более 80 гениальных произведений, среди которых знаменитая опера «Евгений Онегин», балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Но всего этого могло бы и не быть, если бы в его жизни не появилась женщина, видевшая в его музыке смысл своего существования. Так начались отношения Чайковского с меценаткой Надеждой фон Мекк: 13 лет трогательной переписки – и ни одной личной встречи...

«Железная» баронесса

Надежда Филаретовна фон Мекк родилась в 1831 году. Отец, скрипач-виртуоз, с детства прививал дочери любовь к музыке, часто брал ее с собой в путешествия по Европе. От матери же девочка унаследовала деловую хватку, сильный характер и предприимчивость.

В 17 лет ее выдали замуж за барона Карла фон Мекка. Если в 1860 году в Российской империи было только 100 км железных дорог, то уже двадцать лет спустя благодаря деятельности ее мужа - более 15 000 км. Это сделало семью фон Мекк миллионерами. В браке родились 18 детей, из которых 11 дожили до взрослого возраста.

Карл фон Мекк скончался в 1876 году, оставив жене большое состояние - имения и несколько миллионов рублей. Она управляла им твердой рукой. Железные дороги, заводы и имения приносили прибыль, банковские счета и пакеты акций прирастали, а Надежда Филаретовна смертельно скучала: радость ей доставляла только музыка.

В расходных книгах семьи фон Мекк появилась постоянная статья - помощь музыкантам. Богатая вдова оказывала поддержку Русскому музыкальному обществу и Московской консерватории, дала приют в своем доме музыканту Генриху Венявскому, смертельно заболевшему во время гастролей по России. Немалую роль Надежда Филаретовна сыграла и в судьбе французского композитора Клода Дебюсси, в то время наставника музыки у ее дочерей.

Однажды баронесса услышала симфоническую фантазию «Буря» преподавателя Московской консерватории Петра Чайковского, которая произвела на нее огромное впечатление. Она принялась расспрашивать знакомых об авторе.

Чайковский холост и небогат, отвечали ей. Его отец, горный инженер, больших денег не выслужил и сейчас живет на иждивении у детей. Чайковский непрактичен и непредусмотрителен, у него большие долги. Он болезненно застенчив, кланяться публике выходит на подкашивающихся ногах, тушуется в обществе, стесняется женщин: «Странный человек и при этом очень милый: робкий, восторженный, увлекающийся…»

В бывшем имении фон Мекк в местечке Браилов теперь музей Чайковского.
В бывшем имении фон Мекк в местечке Браилов теперь музей Чайковского. Фото: Фото из открытых источников

 

Цветы от грусти

Баронесса обратилась к композитору с просьбой сделать аранжировку нескольких его пьес для скрипки и фортепиано за большое вознаграждение. Петр Ильич выполнил заказ в лучшем виде. Тогда восхищенная фон Мекк предложила Чайковскому щедрое содержание: 6000 рублей в год. Для нее это была мелочь, а на самом деле - целое состояние: такое жалованье получали генералы. Вскоре пришел ответ - Чайковский согласен на предложение благодетельницы, он тронут и рассыпается в благодарностях. Так началась их тринадцатилетняя переписка, мало-помалу ставшая главным в ее жизни. Всего - более 1200 писем.

«Хотелось бы мне много сказать о моем фантастическом отношении к Вам. Это отношение дорого мне как самое лучшее, самое высокое из всех чувств, возможных в человеческой натуре…» - пишет очарованная композитором баронесса.

«Напрасно Вы не захотели сказать мне всего того, что думалось… Это было бы мне чрезвычайно интересно и приятно. Хотя бы и оттого только, что и я преисполнен самых симпатических чувств к Вам…» - откликается тот.

Многие биографы называют их отношения романом, хотя, конечно, он не был таковым в полном смысле этого слова. Надежда Филаретовна приняла решение не давать никаких поводов для сплетен в обществе. По обоюдному согласию она и Чайковский ни разу не договорились о встрече. Только однажды случайно столкнулись на прогулке - неловко раскланялись и прошли мимо друг друга. А когда композитор в знак благодарности решил посвятить меценатке Четвертую симфонию, то, по ее желанию, произведение предваряли слова: «Моему лучшему другу». Ни имени, ни фамилии…

В июле 1877 года от Петра Ильича пришло письмо, поразившее фон Мекк до глубины души: маэстро писал, что его долго донимала своими посланиями молодая поклонница. Наконец он с ней встретился, та призналась ему в страстной любви, и Чайковский решил на ней жениться. Надежда фон Мекк сгорала от ревности, невыразимо страдала, но не могла даже намекнуть Петру Ильичу о своих чувствах. Однако композитор был сильно разочарован браком. Супруга Антонина казалась ему чужой, невыносимо раздражала – в конце концов сама мысль о семейной жизни стала тяготить музыканта.

В том же году Петр Ильич попросту сбежал от жены, даже не объяснившись с ней, и уехал за границу. Зато его переписка с баронессой стала еще более нежной и прочувствованной. Переживавшая за композитора покровительница не только поддерживала Петра Ильича материально, но и старалась поднять ему настроение. Зная о склонности музыканта к меланхолии, Надежда Филаретовна устраивала ему приятные сюрпризы. Где бы Чайковский ни находился, он постоянно получал живые цветы, которые доставлялись ему по поручению «преданного друга».

Невидимка

С того времени, когда Надежда фон Мекк заказала Чайковскому первую аранжировку, прошло много лет - теперь он был известен во всем мире, ему рукоплескали в Европе, приглашали на гастроли в США. Столичный свет рвал композитора на части, а Александр III, называвший себя его поклонником, подарил ему бриллиантовый перстень и назначил пенсию.

Теперь Петр Ильич достаточно зарабатывал сам, но Надежда Филаретовна продолжала опекать его. Она стала инициатором брака своего сына Николая и племянницы композитора Анны, хотя даже не присутствовала на свадьбе, оставаясь верной своему принципу – быть «невидимкой».

Несмотря на предельную деликатность фон Мекк, осознание своего неоплатного долга перед покровительницей со временем стало утомительным бременем для Чайковского. В его письмах к братьям все чаще прорывалась досада: «Сколько я должен быть благодарен этой чудной женщине!.. в сущности, все мои письма к ней должны бы были быть благодарственными гимнами, а между тем нельзя же вечно изобретать новые фразы для выражения благодарности!.. Я теперь уж стал затрудняться писать ей».

Однако в 1890 году затруднение решилось само собой: Надежда фон Мекк неожиданно прислала Чайковскому странное, предельно лаконичное и сухое письмо. В нем она сообщала, что отныне не может помогать композитору материально, так как находится в труднейшем финансовом положении, и просила больше не писать ей. В конце письма стояла фраза: «Вспоминайте меня иногда».

Почему она прекратила переписку? Говорят, семья фон Мекк в самом деле была близка к разорению и родственники выразили протест Надежде Филаретовне, которая продолжала выделять деньги из стремительно скудеющего семейного бюджета уже разбогатевшему композитору. Кроме того, она заболела и не могла владеть правой рукой. А диктовать свои письма не хотела...

Чайковский умер внезапно, заразившись холерой, 25 октября 1893 года. Говорили, что перед смертью он вспоминал баронессу и желал увидеть ее лицо. А та, уже постаревшая и прикованная к кровати, узнав о болезни Петра Ильича, все же надиктовала своей дочери последнее письмо другу и возлюбленному. Это послание композитор так и не получил.

Ольга ГРАЖИНА

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Муза, друг, добрый ангел... Меценатка Надежда фон Мекк видела в музыке Чайковского смысл своего существования.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика