Люби меня, люби. Рецензия на спектакль «Песнь песней», где много крови и членов
07.02.2019 16:44
—
Разное
|
AFISHA.TUT.BY сходила на премьерный спектакль В середине пространства Ok16 — барышня с экстремальным начесом. Она сидит за столом, таким, как на «Тайной вечере». Через пару мгновений из обеденного он превратится в хирургический, и Юра Диваков будет прямо здесь препарировать телесность и парадигму «жертва — насильник». Смотрите не обрызгайтесь. Тут нет привычной сцены. Чуть больше получаса вы будете смотреть то ли спектакль, то ли перформанс, то ли два в одном. Да и само пространство сильно напоминает музей современного искусства: вот под стеклом мужские ботинки и рубашка, будто бы какие-то важные археологические артефакты. Симметрично — такая же инсталляция с каблуками и женскими трусиками под стеклом. Объективация в прямом смысле слова. О чем это вообще? О дерзкой языческой любви. И это несмотря на то, что в основе — ветхозаветный текст Соломона «Песнь песней» (при желании его можно прочесть за 12 минут). Диваков с доброй долей иронии интерпретирует один из самых лирических библейских сюжетов про нежные чувства крестьянки и молодого пастуха, в которые врывается властный царь. Героиня заменит жемчужные бусы в руках на собственные внутренности, ее возлюбленный будет разгуливать в шубе, стрингах и кроссовках New Balance, а потом и вовсе застрелит свою сабмиссив (потому что все по обоюдному согласию). Конечно же, это можно рассматривать как тотальный стеб. Фокус здесь, в первую очередь, на варварской любви и токсичных отношениях в нашем с вами обществе. И на зависимости женщины, которая все еще живет с установкой «терпи» и тянет два сердца за двоих (посмотрите — поймете). Ближе к финалу спектакля «подъезжает» и современная повестка. Героиня спросит: «Как ты меня будешь п***ить?» «По-разному», — ответит ей возлюбленный. Такая вот культурная рефлексия на тему домашнего насилия. В тексте оригинала очевидных границ между репликами героев нет, не всегда понятно, от чьего лица идет нарратив. Так и у Дивакова: три роли распределены между двумя актерами (что тоже свойственно его работам). Интересно, что в главной роли здесь — Спектакль создавался командой, с которой Юра работает далеко не первый раз. Художницей снова выступила его жена Таня Дивакова, оператором — Дина Данилович, и этот синтез кино и театра в кои-то веки кажется совершенно оправданным, что большая роскошь для белорусского театра. За музыку опять же отвечал Эрик Орлов-Шимкус. Кстати, в этот раз команда вместо кислотной электроники, в такт которой можно было качать головой на предыдущих спектаклях Дивакова, отдает предпочтение акапельным шепотам и крикам. Они еще долго будут звучать у вас в голове, обещаю. Вообще, Юра Диваков — большой эстет. В «Песни» замиксовываются все самые страшные ожидания человека, которому далеки идеи арт-акционизма. «Окей, Диваков герой, но зачем же фаллос на лбу актера рисовать?» — спросите вы. В «Войцеке» (Купаловский театр) он уже использовал красный чулок, натянутый на голову актера как метафору эрегированного члена, но то был только образ. Тут все еще буквальнее. Член на лице персонажа — это, возможно, заигрывание с современным искусством в целом, пародия на то, что когда-то делала арт-группа «Война», а именно не без месседжа рисовала гигантский член на Литейном мосту в Петербурге напротив здания ФСБ. Про перформанс Марины Абрамович режиссер тоже наверняка слышал. Проект Марины «Ритм 0» был как раз о природе насилия: девушка встала перед длинным столом (прямо как тут!) с предметами, которые могли нанести увечья или доставить удовольствие, и позволила делать со своим телом что угодно. Все закончилось только тогда, когда некий мужчина приставил к виску акционистки заряженный пистолет. У Дивакова это ружье стреляет. По сути, этот «генитальный» спектакль-исследование в багровых тонах — копилка уже найденных решений Дивакова. Юра собирает в охапку все то, что раньше придумал сам (и не только), но обвинить его в эпигонстве как-то не получается. «Песнь песней» — аккуратный сценический этюд, который вам захочется посмотреть и послушать несколько раз. Или не захочется. После спектакля белорусский зритель, обычно охочий аплодировать стоя даже самому посредственному спектаклю, и не подумает подняться — встанут только единицы. Это о чем?
Читайте также*** 2 февраля в приложении «Афиша TUT.BY» Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
AFISHA.TUT.BY сходила на премьерный спектакль «Песнь песней» Юры Дивакова с твердой 18+ и рассказывает, почему на самом деле это одно из самых интересных исследований на...
|
|