Меры по спасению Греции, принятые на экстренном саммите лидеров еврозоны, поражают воображение. Нет, не объемом выделенных средств, — а в общей массе это 159 миллиардов, — как раз к астрономическим суммам на спасение от долгового кризиса мы уже привыкли. А тем, что даже эта гигантская сумма не может предотвратить технического дефолта Греции.
Технический дефолт — это невыполнение обязательств по кредитному договору при отсутствии формального банкротства. Как сообщается, его, скорее всего, признает вся «большая тройка» рейтинговых агентств — S&P, Moody’s, Fitch. Первое из них ранее уже заявляло, что расценит оказание помощи Греции как выборочный дефолт.
Лидеры ЕС спасли Грецию, выделив ей 109 млрд. евро. Участники встречи договорились преобразовать Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) в своего рода государственный банк с участием стран Евросоюза, Европейского центрального банка и Международного валютного фонда. Предполагается, что обновленная организация выкупит часть госдолга Греции, переведя тем самым долговые риски на страны ЕС.
Еще 50 млрд. отжалеет частный сектор, представители которого должны добровольно реструктурировать задолженность Греции и пойти на серию выкупов греческих бондов.
Но за все это Афинам придется заплатить, если можно так выразиться, частичной потерей суверенитета. В том числе и в прямом смысле слова — грекам надо быть готовыми даже к продаже части своих островов и иных природных активов. Ведь в ответ на помощь греческое правительство одобрило, помимо сокращения расходов и пакета экономии, еще и 50–миллиардную программу приватизации госактивов. Как показывают массовые выступления в Афинах, все эти меры вовсе не являются внутренним решением страны...
Так что, подчеркивают многие обозреватели, итоги саммита — это политическая победа ЕС над суверенными настроениями.