"100 дорог": Братская могила. 21.by

"100 дорог": Братская могила

28.09.2009 14:42 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В апреле 1986 года произошла авария на Чернобыльской атомной станции. Почти половина территории Костюковичского района Могилевской области оказалась покрытой радиоактивной пылью. С территории района выселено почти три тысячи жителей из 39 деревень, 11 населенных пунктов захоронено. В том числе и деревня Самотевичи, в которой родился народный поэт БССР Аркадий Кулешов.

Отправляясь в Костюковичский район, мы рассчитывали побывать на родине белорусского поэта Аркадия Кулешова.

– Это вам нужно в Новые Самотевичи. Там есть литературный музей имени Аркадия Кулешова.

– А почему в Новые? Он же в Самотевичах родился.

– Да, но старый дом сгорел, да и деревни уже нет. Захоронена.

Новые Самотевичи – это агрогородок, один из шести в районе, которые были специально построены для отселения жителей зараженных радиацией деревень. В Новых Самотевичах нашли убежище переселенцы из шести районных деревень. Сегодня там живет порядка 900 человек.

В 1984 году Литературный музей имени Аркадия Кулешова основали на родине поэта. Через два года в музее почти не стало посетителей – в "зону" ездили неохотно. Еще через четыре года музей перенесли в Костюковичский краеведческий музей. В 1999 году в честь 85-летия со дня рождения Аркадия Кулешова экспозицию решили перенести в школу в Новых Самотевичах.

В небольшой комнатушке под стеклом собраны фотографии, литературные произведения Аркадия Кулешова, книги его друзей-писателей. Есть здесь и некоторые личные вещи поэта. Костюм, который он надевал по праздникам. Цимбалы, на которых он не играл, – это символический подарок от друзей, прочитавших поэму "Цимбалы". Ручка, которой он писал поэму "Хомутиус". Зажигалка, которой он раскуривал трубку. Бурка, которую ему подарили на 60-летие. И самовар, который Аркадий Кулешов когда-то подарил своей матери.
 




Здесь же лежит и мемориальная доска "Тут нараздiўся i жыў народны паэт Беларусi Аркадзь Куляшоў" – все, что осталось от сгоревшего дома, на котором висела доска. Над доской – фотография того самого дома, сделанная во временном промежутке между отселением и пожаром.



– А при каких обстоятельствах сгорел дом?

Ответа на этот вопрос не последовало. Никто толком не знает. Первый заместитель председателя Костюковичского райисполкома Геннадий Баханов высказал предположение: кто-то, проезжая мимо, банально бросил окурок из окна машины. Такое случается в "зоне".

– А что еще "случается в зоне"?

Геннадий Георгиевич согласился отправиться с нами в Самотевичи, чтобы мы смогли все увидеть своими глазами. На нашу удачу так случилось, что первый зампред сам родом из этой деревни.

– Остановите, приехали, – неожиданно сказал Геннадий Георгиевич. – Вот здесь и был дом поэта.





Рядом с лесной дорогой мы увидели небольшую опушку, на ней холмик. Смотреть, прямо скажем, не на что. Останки дома надежно погребены бульдозерами – как и другие полтысячи домов в этой деревне. То, что мы приняли за лесную дорогу, оказалось одной из центральных улиц деревни-призрака. Едем дальше. Все тот же лес вдоль дороги.



– Здесь была школа, в которую ходил Кулешов. А вот здесь, недалеко от школы, жил я. Вот он, наш участок, – рассказывает Геннадий Георгиевич, указывая на поросшие деревьями и кустарником пустынные улицы его родной деревни. Только асфальтированные дороги сохранились – по ним мало ездят. Кстати, в "зону" нельзя без специального пропуска. Рискуете нарваться на милицейский патруль – в районе создан специальный отдел из сорока патрульных служащих.

– Смотрите-ка, яблоня! Останови! – Здесь не боятся есть яблоки с одичавших яблонь. Дескать, они не накапливают радионуклиды. А вот грибы да ягоды собирать не решаются.

В центре деревни прячется за деревьями разваливающийся, заросший остов Свято-Троицкой церкви 1842 года постройки.













– Когда-то в Самотевичах был кирпичный завод, – рассказывает Геннадий Георгиевич. – Каждый кирпич проходил испытание: его взвешивали, опускали в воду, через десять суток вынимали и снова взвешивали. Если кирпич не прибавлял в весе, его отправляли на строительство церкви. Так что строили на века. Да она бы и сейчас стояла, если бы купола были целы. А так – посыпалась…









Обнаружили мы в Самотевичах несколько заброшенных домов, которые еще не успели захоронить. Если их не захоронят за ближайший десяток лет, лес сам их съест – деревья уже проросли сквозь фундамент и разрушили крыши.















Через дорогу от таких вот разрушенных домишек мы неожиданно для себя обнаружили совершенно целый дом, в котором… живут люди! К этому дому как раз подъехала автолавка – значит, и в "зоне" есть жизнь!







Оказывается, таких домов во всей деревне осталось с пару десятков. Кто-то вернулся на родную землю после отселения, кто-то и не думал никуда уезжать. Вот Иван Иваныч Темченко по прозвищу Хохол получил дом в Новых Самотевичах, продал его, вырученные деньги положил "на книжку" и вернулся сюда. Жил на проценты с вклада – а по тем деньгам вложенная сумма была эквивалентна десяти тысячам долларов. Однако "красивая жизнь" закончилась, когда советские деньги превратились в фантики. Снял деньги со счета, обменял на доллары, вышло что-то около сотни. Обменял обратно да тут же и пропил. Вот тебе и дом.



Хохол – личность весьма жизнерадостная, красноречиво матерится через слово, всю жизнь ходит босиком, не оставил эту привычку и после того, как земля покрылась радиоактивной пылью. В свои 75 лет регулярно гоняет на велосипеде в город – к подружке.















Рассказали нам и о других жителях деревни-призрака. Одни живут то в одном, то в другом доме: дожидаются, пока начнет разваливаться одно жилище, и перебираются в другое – покрепче. Другие ездят на Audi А8, сколотив состояние нехитрым промыслом. В десяти километрах от Самотевичей проходит граница с Брянской областью Российской Федерации. Где-то недалеко от границы с российской стороны есть приемный пункт металлолома. За тонну металла там платят примерно 400 долларов российскими рублями. Кажется, немного, если у тебя всего одна тонна. В зоне отселения металла было в сотни раз больше.

– Сколько стоит "Москвич"? 100 долларов. Достаньте из него сиденья, набейте его металлоломом – вот вам уже и две тонны. А что тут проехать – 30 километров. Считайте сами, каков навар.

Задерживаться на территории захороненной деревни не хотелось. На обратном пути заехали на криницу "Студенец" – умыться да набрать воды. Легенда гласит, что местная помещица долгое время не могла забеременеть, а окунулась в этот источник – и дал ей Бог младенца. С тех пор источник считается святым. В этом году здесь обустроили купель с навесом – так что при желании можно последовать примеру помещицы.







– Мы подумывали о том, чтобы организовать у нас в районе туристический маршрут, в который попали бы и источник, и родина поэта… Но народ боится радиации, желающих будет немного, – сетует первый зампред исполкома. – У нас здесь в Великом Бору есть великолепное озеро Святое. Такое живописное место! Но радиационный фон в воде зашкаливает – там даже рядом нельзя находиться. Нужно поднимать туристическую инфраструктуру, но местные жители не хотят этим заниматься. У нас вообще не самый привлекательный для предпринимательства регион: от Минска 400 километров, а с другой стороны – нищие российские территории. Но туристический маршрут в Самотевичи мы все же организуем.

И этим словам легко поверить. В прошлом году Костюковичи праздновали 500-летие. В честь большого юбилея в центре города выстроили современную четырехэтажную гостиницу.





Столичного уровня фасад, отличный ресторан, просторные, уютные номера, укомплектованные халатами, тапочками и зубными щетками. В люксах установлены джакузи и компьютеры.







Правда, выхода в интернет еще нет, но сервер уже настраивают. Сегодня номера в гостинице забиты командированными на Белорусский цементный завод (про этого районного кормильца – отдельная история), но представители местной власти рассчитывают на то, что когда-нибудь район сможет привлекать и туристов.

P.S. На обратном пути нам встретились другие выселенные деревни Костюковичского района. Мы решили заехать в поселок Красный Курган - посмотреть на заброшенные пятиэтажки. Каким же было наше удивление, когда мы встретили там живых людей. Из всего поселка не выселенной осталась одна разваливающаяся пятиэтажка. В ней живут, в основном, женщины, старики и дети. Почему же их не отселяют? Это уже совсем другая история...


























* * * 

Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype radiotutby.

* * * 

Читайте по теме "100 дорог": 

"100 дорог": Первый интерактивный мультимедийный атлас Беларуси

"100 дорог": Забытая княжна

Фото "100 дорог": Атомный цемент 

Генеральный партнер проекта

ИП "Велком" (торговые марки velcom и ПРИВЕТ) – первый оператор сотовой связи стандарта GSM в Беларуси. С ноября 2007 года компания входит в состав mobilkom austria group – одного из самых успешных телекоммуникационных холдингов Европы. Вместе с нашими клиентами мы движемся вперед, чтобы делать жизнь людей лучше, предлагая передовые услуги связи.

Технический партнер проекта



 
СП ЗАО "ЮНИСОН" - единственный производитель легковых и специальных автомобилей в Беларуси. Компания производит маршрутные такси и медицинскую технику на базе автомобилей "Газель", "Рено", "Форд" и других. Подробности на сайте www.unison.by.

 
Легковой автомобиль Samand, который выпускается СП ЗАО "ЮНИСОН", отличается экономичностью, надежностью, легким и комфортным управлением. В своем классе Samand - это сбалансированное решение с точки зрения безопасности, комфорта и стоимости. Подробности на сайте www.samand.by.

Партнер проекта

Шинный центр "Мастер" - профессионал на рынке шин для легковых автомобилей и коммерческого транспорта. Мы не только продаем шины ведущих мировых производителей, но и предлагаем сервисное обслуживание шин. Главные принципы работы: удобство клиента, широкий ассортимент и безупречное качество сервиса.


 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В апреле 1986 года произошла авария на Чернобыльской атомной станции. Почти половина территории Костюковичского района Могилевской области оказалась покрытой радиоактивной пылью. С территории района выселено почти три тысячи жителей из 39 деревень, 11 населенных пунктов захоронено.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика