Скоропостижное увеличение консульского сбора для иностранцев, прибывающих в аэропорт «Минск-2», не только уменьшает возможности Беларуси заработать на иностранных туристах, но и сводит на нет все наработки по упрощению визового режима с Евросоюзом и снижению стоимости шенгенских виз для белорусов. О «фиаско» индустрии гостеприимства в Беларуси – директор Республиканского союза туристических организаций (РСТО) Валентин ЦЕХМЕЙСТЕР.
- Насколько неожиданным стало для турфирм изменение визовой политики для иностранных граждан? - Установление новых ставок оплаты за въездные визы для иностранных граждан, прибывающих в Беларусь через Национальный аэропорт «Минск-2» стало не только большой неожиданностью для турфирм, но и нанесло ущерб их имиджу. Этот нормативный акт был подписан 30 декабря 2009 года и уже 1 января вступил в силу. Ни турфирмам, ни туристам не было предоставлено никакой информации об этих изменениях. Иностранные партнеры вообще не понимают, как такое возможно: в конце года им подробно рассказывали об одних условиях въезда в Беларусь, а 1 января информация по визам вдруг оказалась не соответствующей действительности. Мне известно, что туристы, прилетевшие в первые дни Нового года в Минск с острова Кипр, были, мягко сказать, обескуражены повышением для них стоимости визы в несколько раз с 60 до 180 евро. И это только одна из конфликтных ситуаций, к которым привело такое непродуманное решение уже на первом же этапе. Это также повлекло за собой расторжение целого ряда январских договоренностей с иностранными партнерами на предмет ранее запланированных визитов туристов в Беларусь. - Изменение стоимости виз каким-то образом уже сказалось на белорусском турбизнесе? - Безусловно. Происходит диверсификация видов деятельности турфирм. Ориентиром становится приглашение в нашу страну туристов не из дальнего зарубежья, а из России. По моим прогнозам, что это очень хорошо продемонстрирует предстоящая весенняя туристическая выставка «Отдых-2010». Кроме того, туристические компании, обеспечивавшие сервисный прием иностранцев в национальном аэропорту «Минск», уже не оказывают такие услуги, поскольку их работа потеряла целесообразность. Ранее свои офисы имели «Алатан-тур», «Смок-тревел». Их сотрудники имели пропуска, дававшие доступ в зону пограничного контроля, помогали туристам оформлять документы, организовать сервис в Минске. Эти пропуска были изъяты без объяснения причин. В условиях малого потока иностранцев стало невыгодно содержать офисы в аэропорту. - К чему приведет повышение стоимости виз в масштабе туристической отрасли, на ваш взгляд? - Увеличение стоимости виз нельзя отнести к конструктивным мерам в сфере пропаганды имиджа Беларуси. Это не способствует открытости страны. Туристы теперь будут выбирать иной вариант отдыха. Они прекрасно отдохнут в той же Польше или Литве. Беларусь же как страна-инкогнито так и останется неоткрытой для многих на Западе. Она уже 20 лет является самостоятельным государством, а в сознании многих европейцев до сих пор остается частью России. Поскольку пока туризм не играет большой роли в экономике Беларуси, страна особенно и не почувствует уменьшения потока туристов из-за рубежа. Однако замечу, что при нормальном развитии событий увеличение потока иностранных туристов могло бы способствовать развитию многих отраслей народного хозяйства, в том числе транспортной и строительной. А теперь у туристических компаний пропадает всякая мотивация участия и инвестирования средств в уже запланированные туристические выставки в Лондоне, германии, Италии, где они на свой страх и риск осуществляли продвижение туристических возможностей Беларуси перед иностранным потребителем. - Что предлагали Минспорта и представителей турбизнеса для оздоровления туристической отрасли и расширения ее возможностей по приему зарубежных туристов? - Проблема в том, что эти предложения оказались голословными. Могу сегодня констатировать, что рассуждения о развитии туризма, о возможной нулевой стоимости виз для граждан Евросоюза и стран Балтии, неоднократно звучавшие в прошлом году из уст чиновников, разошлись с делом. Теперь стало очевидно, что они были абсолютно не подкреплены расчетами, проработкой вопроса в соответствующих министерствах. Рассуждения людей, которые говорили об особо благоприятном режиме приезда в Беларусь иностранцев, базировались лишь на желании выдать желаемое за действительное. Расчеты индустрии гостеприимства были построены на песке. Проблемой является то, что туристическое ведомство не смогло убедить Совет Министров и МИД в необходимости отступить от позиции принципов взаимности в стоимости виз на определенном этапе развития въездного туризма. Кроме того, трудно говорить о таких принципах, когда, например, израильская виза стоит для граждан Беларуси 27 долларов, а мы предлагаем израильтянам платить в консульствах Беларуси за визу 60 евро. Какой же здесь паритет? - Ваша позиция, таким образом, однозначная - белорусские визы должны стоить минимально, не так ли? - Каждой стране, прежде всего, выгодно, когда в нее приезжают иностранцы. Кроме того, если мы добиваемся уменьшения для белорусов стоимости шенгенских виз, то как можно вести такие переговоры, увеличивая при этом стоимость виз для граждан шенгенской зоны? Сегодня обращает на себя внимание, например, политика России, проводимая в отношении Евросоюза, Турции. Предполагается отмена даже существующей символической стоимости виз в аэропорту. Украина также отказалась от виз для европейских стран, потому что заинтересована в привлечении иностранцев из Европы. Это разумная политика. Чем ниже стоимость визы, тем интенсивнее идет развитие въездного туризма. - И все же возможно, количество прилетающих в наш аэропорт и желающих открыть там визу не так велико, чтобы вокруг этого поднимать столько шума, а при этом Беларуси как раз выгодно, если за визы будут платить больше? - Определение количества туристов, открывающих визы в аэропорту - в нашей стране тайна за семью печатями. Для того чтобы говорить о целесообразности шага Министерства по налогам и сборам в смысле материальной выгоды, пусть даже сиюминутной, необходимо публично озвучить цифры. Общественность должна иметь точную информацию о том, что происходит. В любом случае деньги следует зарабатывать не повышением стоимости виз, а, наоборот, посредством введения мер, которые максимально способствуют привлечению иностранцев в страну, улучшая сервис, в том числе. Справка. С 1 января 2010 года, со вступлением в силу Особенной части Налогового кодекса, в Беларуси унифицирован подход к консульским сборам с иностранных граждан. В результате стоимость виз, которые открываются в Национальном аэропорту "Минск", возросла с 60 до 180 евро для граждан из стран, где есть белорусское консульство, с 60 до 90 евро - для граждан из государств, где белорусского консульства нет. При этом для граждан США сбор за визу установлен в 275 евро. В консульствах Беларуси в странах ЕС сбор за визу составляет 60 евро, упразднена возможность получения более дешевой туристической визы. По вопросу об изменении визовой политики для иностранных граждан и ее возможных последствиях для экспорта туристических услуг БРСТО направил официальное заявление Главе Администрации Президента Республики Беларусь Владимиру Макею, копии - в Министерство иностранных дел, министерство по налогам и сборам, Министерство спорта и туризма, Министерство финансов, Министерство экономики.
Скоропостижное увеличение консульского сбора для иностранцев, прибывающих в аэропорт «Минск-2», не только уменьшает возможности Беларуси заработать на иностранных туристах, но и сводит на нет все наработки по упрощению визового режима с Евросоюзом и снижению стоимости шенгенских виз для белорусов. О «фиаско» индустрии гостеприимства в Беларуси – директор Республиканского союза туристических организаций (РСТО) Валентин ЦЕХМЕЙСТЕР.