Из гаража на чистый воздух. 21.by

Из гаража на чистый воздух

03.05.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Госстандарт готов поддержать ряд предложений делового сообщества по упрощению деятельности станций техобслуживания автомобилей.Комитет государственного контроля считает необходимым сделать рынок услуг технического обслуживания автомобилей абсолютно прозрачным. Об этом на коллегии КГК в начале апреля сообщил председатель комитета Зенон Ломать.

По его словам, почти половина услуг автосервиса в Беларуси находится в теневом обороте, в результате чего потери бюджета в 2009 году составили около 60 млрд. BYR.

"Мы не случайно выносим этот вопрос на обсуждение, - цитирует БЕЛТА слова З. Ломатя. - Тема, набившая оскомину: услугами автосервиса занимаются чуть ли не все подряд, а результаты очень слабые".

Виноваты госорганы.

В Беларуси зарегистрировано около 3 млн. автотранспортных средств, принадлежащих физическим лицам. На это количество автомобилей в Беларуси приходится более 3 тыс. официальных станций техобслуживания. В 2009 году таких услуг через все каналы реализации оказано на 525,6 млрд. BYR, что на 16,7% больше в сопоставимых ценах по сравнению с 2008 годом. По сравнению с 2006-м объем услуг автосервиса в 2009 году возрос почти в два раза.

По словам З. Ломатя, бизнес в сфере технического обслуживания автомобилей сосредоточен в основном в частном секторе экономики. И это воспринимается вполне нормально, государство не пытается отвоевать у частника эту нишу. Однако проверки надзорным органом показали, что деятельность многих предприятий, занимающихся обслуживанием автомобилей, часто нарушает действующие нормы законодательства.

И причину этому, как ни странно, З. Ломать нашел в отсутствии должного контроля со стороны государственных органов. КГК установил факты, когда СТО годами существовала нелегально и никто этого не видел. В связи с этим председатель КГК адресовал критику в адрес МВД, Министерства по налогам и сборам, Госстандарта, Минторга, МЧС, Минтранса, Минздрава, Минтруда и соцзащиты, соответствующих служб рай- и горисполкомов.

Для того чтобы навести порядок в отрасли, КГК предложил создать межведомственную комиссию, чтобы объединить усилия госорганов по наведению порядка в сфере оказания этих высокодоходных услуг.

"Мы должны проявить здесь настойчивость, чтобы получить результат, чтобы вывести этот вид бизнеса из теневой сферы", - заявил председатель КГК.

Удар по добросовестным.

Навести порядок на рынке услуг техобслуживания намерены и сами предприниматели. Так, Минский столичный союз предпринимателей и работодатедей (МССПиР) дважды собирал экспертные группы для выработки предложений по регулированию рынка услуг техобслуживания.

"Государство не будет заниматься автосервисом, это дело частного бизнеса. Мы оказываем услуги для общества, а для нас должен быть построен удобный механизм работы. На прошлом заседании, когда выступали предприниматели, мы все увидели, что те, кто сегодня работает добросовестно, оказались в невыгодных условиях и не могут противостоять (нелегальному бизнесу. - Прим. авт.)", - отметил председатель МССПиР Владимир Карягин 26 апреля на втором экспертном совещании по проблемам автосервиса и торговли запасными частями к автомобилям.

При этом он заявил, что бизнес-сообщество намерено предоставить конкретные предложения по оптимизации условий работы станций техобслуживания.

Как отметил директор УП "Электроника и диагностика" Владимир Сивухо, главной проблемой станций техобслуживания остается получение лицензий на деятельность. В частности, нередко случается, что СТО закупает оборудование, которое вынуждено простаивать месяцами из-за того, что предприятие не может получить лицензию на свою деятельность. При этом оно лишается возможности работать и раньше возвратить деньги за оборудование.

Кроме того, существует проблема со своевременным обеспечением станций новой документацией и ознакомлением с нормативными актами. Это особенно актуально для небольших предприятий, где один человек выполняет обязанности нескольких работников.

Так, владелец ЧУП "СТО Смена" Сергей Лапошиц отметил, что у него на предприятии работают всего 4 человека. Сам он выполняет обязанности и директора, и мастера, и слесаря. Его жена после образования ЧУПа пошла на курсы бухгалтеров и занимается на предприятии бухгалтерией.

"Мы работаем каждый день, у нас нет времени на поиск изменений в законодательстве, поэтому, считаю, нужно создать для таких же микропредпринимателей, как я, хотя бы элементарные условия, создать отдельные правила игры для разных весовых категорий. В рзультате я 50% времени трачу на документы, а не на основную работу", - сказал на круглом столе С. Лапошиц.

Навстречу маленькими шажками.

Председатель Госстандарта Валерий Корешков заявил, что Госстандарт Беларуси выступает за сокращение документооборота и упрощение процедур в сфере техобслуживания. В. Корешков считает, что сейчас уже не то время, чтобы оформлять горы документов,  пора переходить к электронной форме их ведения. И он постарается выслушать все предложения предпринимателей в этой сфере.

В настоящее время в Беларуси дорабатывается технический кодекс с целью повышения качества техобслуживания и ремонта транспортных средств.

"На сегодняшний день к качеству техобслуживания есть много претензий, - констатировал В. Корешков. - Здесь также важно обеспечить прозрачную систему, чтобы не было ухода от налогов. Поэтому мы предложили создать технический комитет по рассмотрению нормативных документов в области автосервиса, в состав которого войдут все заинтересованные стороны".

В. Корешков отметил, что Госстандарт поддерживает предложение предпринимателей разрешить станции технического обслуживания в процессе сертификации дооснащаться и закупать недостающее оборудование. Если станции не хватает какого-то оборудования для получения сертификата, то документ она получит, но в течение определенного срока будет обязана закупить все недостающее.

Глава Госстандарта отверг претензии предпринимателей о слишком долгой процедуре выдачи сертификата. По его словам, этот документ выдается в течение 25 дней. Чаще сами станции оказываются не готовыми к проверкам, и поэтому получение сертификата откладывается на довольно длительный срок. Кроме того, в настоящее время при Белорусском государственном институте метрологии (БелГИМ) создается база данных всех сертификатов, которые выдают различные органы. Это позволит в любой момент проследить за тем, на какой стадии находится процесс.

Полностью отказываться от сертификации либо переходить на добровольный порядок сертификации услуг техобслуживания автомобилей Беларусь не собирается. По мнению В. Корешкова, это вопрос безопасности, в том числе на дорогах республики.

Вопрос ознакомления станций автосервиса с изменениями в нормативную базу Госстандарт намерен передать создаваемой Ассоциации предприятий по ремонту и обслуживанию автомототранспортных средств. По мнению В. Корешкова, профессиональное объединение СТО способно решить эту проблему гораздо эффективнее, чем органы госуправления, создав базу нормативных документов и рассылая подписчикам все изменения, которые касаются их деятельности.

Таким образом, и органы госуправления, и сами предприниматели намерены способствовать тому, чтобы услуги автосервиса в Беларуси вышли на новый качественный уровень. Но для начала нужно создать такие условия, чтобы те мастера, которые находятся в тени, смогли легально и прибыльно работать на рынке. Сегодня зарплата работника на многих легальных СТО, по информации КГК, не превышает 400 тысяч BYR. Доход же гаражных мастеров при должной загруженности редко бывает ниже 1.000 USD в месяц. Куда девается разница между этими суммами, наверное, должно сказать государство.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Госстандарт готов поддержать ряд предложений делового сообщества по упрощению деятельности станций техобслуживания автомобилей.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика