Свобода состоит в том, чтобы жить по законам. Интервью “НГ” Председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимира АНДРЕЙЧЕНКО. 21.by

Свобода состоит в том, чтобы жить по законам. Интервью “НГ” Председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимира АНДРЕЙЧЕНКО

24.05.2011 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

 Свобода состоит в том, чтобы жить по законам.
Интервью “НГ” Председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимира АНДРЕЙЧЕНКО.

— Владимир Павлович, Парламентская ассамблея “Восточного партнерства” провела недавно свое первое заседание, однако без участия делегации Национального собрания Республики Беларусь. А потом последовала резолюция Европарламента, призывающая руководство ЕС к экономическим санкциям против Беларуси. Повлияла ли эта демонстрация Европарламентом своего отношения к нашей стране на работу Палаты представителей?

— Национальное собрание Беларуси высказалось по поводу Евронеста вполне определенно в заявлении, опубликованном в прессе. Евронест использован Европарламентом как инструмент политического давления на наше государство, хотя белорусская сторона неоднократно подтверждала готовность к равноправному, конструктивному диалогу. Однако политические мотивы и двойные стандарты Европарламента возобладали над целями Пражской декларации о сотрудничестве, да и просто над здравым смыслом, о чем свидетельствует и истеричная резолюция Европарламента с призывом об экономических санкциях. Это не что иное, как синдром холодной войны, полное игнорирование норм международного права. Выстраивать линию на конфронтацию, чем сейчас занимается Европарламент, — значит действовать в ущерб интересам Европы, нашим общим интересам. Очередная попытка запугать белорусский народ тщетна, в чем я и мои коллеги не сомневаемся.

У белорусских парламентариев достаточно работы – как законодательной, так и международной по широкому спектру межпарламентского взаимодействия, в том числе в формате иных европейских парламентских структур. Сейчас в Палате представителей в разгаре весенняя сессия, принят ряд новых законопроектов, важных для социально-экономического развития нашей страны. Проводим и международные встречи. Работаем также в своих избирательных округах. Так что все идет в обычном деловом ритме, как это было до сих пор.

– Насколько я в курсе, законотворчество депутатов в эту сессию отмечено принятием большого блока законопроектов по ратификации международных договоров и соглашений. Что вы особо выделите в их числе?

– Таких документов за прошедший период сессии принято более двадцати. Самый объемный пакет среди них составляет договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана, а также развития интеграции в формате ЕврАзЭС. Другие ратифицированные документы регулируют некоторые вопросы двусторонних экономических отношений с Азербайджанам, Украиной, Словенией и Чехией, а также вопросы сотрудничества с международными организациями. Все они важны, так как соответствуют национальным интересам и задачам внешней политики Республики Беларусь, расширяют правовое поле для развития взаимодействия с иностранными государствами в различных областях. На этой сессии рассмотрим также подготовленные к ратификации договоры с Болгарией, Венесуэлой, Египтом, Латвией.Необходимо знать, что подход нашего государства к заключению международных договоров и соглашений достаточно взвешенный и ответственный. Я это подчеркиваю. Да и ратификация их в парламенте – не просто формальная, дежурная процедура. Депутаты делают свои заключения о принятии ратификационного законопроекта только после тщательного изучения договорных документов с обязательным учетом того, какие политические и экономические выгоды даст его принятие нашему государству и какую пользу принесет людям. Словом, это всегда конструктивный рабочий процесс.

– Над какими законотворческими темами в ходе сессии уже завершена работа?

– Определена правовая основа авторского права и смежных прав, что позволит активизировать включение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот, усилить защиту имущественных прав авторов и правообладателей при использовании результатов творческой деятельности. Упрощены административные процедуры, в том числе по вопросам деятельности индивидуальных предпринимателей. Усовершенствованы правовые нормы работы профессиональных союзов, дальнейшего развития системы социального партнерства, вопросы государственной регистрации недвижимого имущества, обращения с объектами растительного и животного мира и другие. Все законопроекты данной тематики приняты во втором чтении. После одобрения их Советом Республики и подписания Президентом они в установленном порядке вступят в силу.Я хотел бы сказать, что в эту сессию обновляется широкий сегмент правового поля. Завершается экспертная и согласительная работа и над большим блоком законопроектов первого чтения. Уже приняты в первом чтении такие нормативные документы системного характера, как проект Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц», проект Закона «О противодействии торговле людьми», поправки в Кодекс о браке и семье, пакеты законопроектов по охране здоровья и на темы культуры. Как видите, регламентируются действительно серьезные вопросы.

– Чего добиваются парламентарии, внося изменения и дополнения в действующее законодательство?

– Отвечать кратко?

– Желательно.

– Жизнь не стоит на месте, социально-экономическое развитие страны требует оперативных, более рациональных и эффективных законодательных решений, поэтому и необходимо вовремя корректировать правовой массив, чтобы законы были максимально реальными и адекватными вызовам времени. Это очень важно в русле задач, поставленных Президентом в ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию.

– Вызовы времени стремительны и разнообразны. Комментируя непростую ситуацию, возникшую на внутреннем валютном рынке, оппозиционные аналитики заявляют, что государству следует уйти из экономики. Ваше мнение на этот счет?

– Валютная ситуация в настоящее время непростая, правительство, как известно, предпринимает меры по ее изменению к лучшему. Оптимальный механизм государственного регулирования экономики, деятельности участников рынка является важнейшим условием устойчивого развития и создания надлежащих условий для преодоления объективно возникающих сложностей. Природа рынка потенциально деструктивная, и нейтрализовать ее по силам только государству. Глобальный кризис это подтвердил. У нас в республике немало сделано и делается по дебюрократизации экономических отношений, приняты соответствующие решения на законодательном уровне. Совершенствование правовой базы продолжается. Взят курс на качественные показатели экономики, на повышение ее конкурентоспособности, наращивание инновационного, технологического и инвестиционного потенциала, на развитие предпринимательства, деловой инициативы. И реализовать его можно только при активной роли грамотного государственного регулирования. Это не просто мое личное мнение. Это аксиома экономических преобразований.

– Будут ли вноситься изменения в уголовное законодательство в связи с террористическим злодеянием 11 апреля в минском метро?

– Вы знаете, что следствие по этому преступлению еще не завершилось. Если такие поправки поступят в Палату представителей, то затягивать с их рассмотрением мы, разумеется, не будем. Законодательство в области национальной безопасности и охраны общественного порядка находится в центре внимания парламентариев. Недавно мы приняли во втором чтении законопроект об изменениях в некоторые законы, касающиеся борьбы с терроризмом. Координация деятельности государственных органов и иных государственных организаций в данном направлении возложена на Межведомственную комиссию по противодействию экстремизму и борьбе с терроризмом при Совете безопасности Республики Беларусь, как это определено соответствующим указом Президента.В программе нашей дальнейшей сессионной работы запланировано второе чтение поправок в Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в законодательство о Прокуратуре Республики Беларусь, а также в некоторые иные законы.Несомненно, произошедший в Минске террористический акт требует анализа и переосмысления всего комплекса правовых, организационных, профилактических и иных мер по упреждению и пресечению террористических проявлений в любой форме, по борьбе с организованной преступностью, незаконным оборотом оружия, наркотиков, мер, связанных с обеспечением общественного порядка и укреплением трудовой дисциплины.

– Означает ли это, что проводимая в последние годы гуманизация уголовных наказаний будет свертываться?

– Гуманизация – это не всепрощение. Она развивается, как известно, в отношении лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, и в отношении социально уязвимых групп граждан, а также в отношении преступлений экономического характера, которые не несут большой общественной опасности. Вместе с тем к лицам, виновным в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, и при их рецидиве никакие уголовные послабления законами не устанавливаются. Гуманизация правовых санкций ни в коем случае не означает освобождения от ответственности за противоправные деяния. Общественный правопорядок держится именно на ответственности каждого из нас за свои поступки и действия.

– Прежде всего, наверное, ответственности моральной?

– Я сказал бы, морально-правовой. На ясном и глубоком понимании, что свобода человека состоит в том, чтобы жить по законам.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
— Владимир Павлович, Парламентская ассамблея “Восточного партнерства” провела недавно свое первое заседание, однако без участия делегации Национального...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика