Расписной вагон судом карается. 21.by

Расписной вагон судом карается

13.06.2011 10:58 — Новости Общества | 21.by  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: 21.by

Какого цвета вагоны электричек? Синего, ответите вы. А поездов дальнего следования? Правильно, зеленого. Однако некоторых любителей современного искусства такая, с их точки зрения, убогая однотипность весьма не устраивает. И тогда в ход идут баллончики с краской, цветные маркеры, а то и просто ржавые гвозди, которыми юные постмодернисты умудряются выцарапывать незамысловатые надписи типа Здесь был Вася, Панк вечно жив или Динамо чемпион.

Немного истории

Собственно, граффити, как вид молодежной субкультуры, зарождалось в 70-е годы прошлого века в поездах Нью-Йоркского метро. Объектами пристального внимания юных художников становились железнодорожные вагоны и станции. Разрисовка вагона поезда в среде граффитистов считается одним из наиболее сложных и экстремальных видов бомбинга - нелегального направления граффити. Однако кто бы мог подумать, что один из способов молодежного самовыражения впоследствии перерастет в проблему, над которой будет биться далеко не один коммунальщик? В нашей стране подобный вопрос остро стоит уже на протяжении ряда лет. Практически с момента своего зарождения в его современном понятии, в обществе не утихают споры о том, чем же является граффити, видом уличного искусства или преступлением? Что вполне предсказуемо, сторонниками первой точки зрения являются представители ряда молодежных субкультур, противоположных взглядов придерживается более консервативное взрослое поколение, а также сотрудники милиции. Наверное, истина находится где-то посередине. Видя некоторые выполненные на высоком художественном уровне работы, язык не поворачивается назвать их преступными. Однако проснувшись утром и обнаружив стены собственного подъезда изрисованными черной краской, вы, конечно же, возмутитесь и здесь речь идет уже не об искусстве, а о самом настоящем вандализме, порче чужого имущества. Получается, что виновато не граффити само по себе, а его безответственный, порой даже нередко хамоватый создатель.

Креативные вагоны приходится перекрашивать

- На вагонах поездов и других объектах железной дороги все чаще появляются надписи и изображения, выполненные красной. С этой проблемой приходится сталкиваться и нашим сотрудникам, - комментирует ситуацию Начальник инспекции по делам несовершеннолетних Минского отдела внутренних дел на транспорте Павел Лавкет. Чаще всего вагоны расписывают на территории моторвагонного депо Минск и станции Минск-Северный. Чем полюбились юным граффитистам эти места сказать сложно. Вероятно, удобным расположением и возможностью укрыться от зоркого взгляда местного сторожа. К слову, развлечение это далеко не из дешевых. Только за текущий год действиями вандалов причинен ущерб Белорусской железной дороге на сумму более 11 миллионов рублей, - продолжает Павел Игнатович.

И то верно украшенные цветастыми рисунками вагоны приходится долго и тщательно отмывать, а в худшем случае перекрашивать. Исцарапанные гвоздями сиденья и двери заменять. Кому же будет приятно ехать в электричке, стекла которой украшены корявыми признаниями в любви Маши к Пете? Вот и приходится нашим уборщицам с тряпкой в одной руке и бутылкой растворителя в другой уничтожать следы пребывания сегодняшних Рафаэлей.

Преступление и наказание

Безусловно, порча чужого имущества дело подсудное. Сотрудники транспортной милиции бдительно следят за экстремальными художниками, и в случае необходимости, выступают в роли карающей руки Фемиды. Так, во время рейдов было задержано и привлечено к административной ответственности по ст.10.9 КоАП Республики Беларусь 14 правонарушителей, причастных к 6 фактам незаконного нанесения надписей и изображений. Однако вся беда в том, что подобные действия наказываются не слишком строго в лучшем случае, виновные отделываются предупреждением. Видимо, суды не считают роспись вагона из баллончика общественной опасностью. В самом деле, ведь нанесение рисунка, пусть и в неположенном месте нельзя сравнить с кражей или вождением машины в пьяном виде. Однако, подобная мягкость зачастую ведет к тому, что нелегальные художества лишь множатся: в этом году в одном только Минске зарегистрировано около 40 фактов разрисовок вагонов в стиле граффити.

Конечно, к каждому железнодорожному составу по милиционеру не приставишь. Да это, в принципе, и не нужно профилактика гораздо важнее. В среднем современному граффитисту 15-25 лет. Вот и заставить бы разочек представителей этой самой творческой молодежи покрасить изуродованный собственными художествами вагон! Или наоборот выделить для них состав дальнего следования, который они бы легально смогли расписать веселыми картинками.

Вандализм или искусство?

Проблемой граффити всерьез озаботилась общественность. И представители ее - сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних Минского ОВДТ совместно с преподавательским составом и студентами Академии управления при Президенте Республики Беларусь, на базе СШ № 150 г.Минска провели своеобразное ток-шоу на тему: Граффити: вандализм или искусство?. Учащимся продемонстрировали мультимедийную презентацию по проблеме граффити. Особенное внимание было уделено вопросам ответственности в нашей республике и зарубежных странах за повреждение чужого имущества. Неподдельный интерес школьников, например, вызвали введенные в некоторых зарубежных странах запреты на продажу аэрозольных баллончиков с краской несовершеннолетним. Учащимся разъяснили основания наступления, как административной, так и уголовной ответственности за порчу имущества.

Тема дискуссии заинтересовала ребят, они активно задавали вопросы организаторам мероприятия. В ходе анонимного анкетирования мнения учащихся разделились. Оказалось, что 68 процентов респондентов граффити не увлекаются, однако лишь 6 процентов считают граффити вандализмом (94 % признают его искусством). При этом более половины школьников негативно отнеслись бы к нанесению надписей и изображений на имущество, принадлежащее им лично или их семье.

Небольшой итог

- Резюмируя сказанное, хочется отметить, что, помимо запретительных методов в решении проблемы уличного граффити на уровне органов местной власти можно было бы проработать вопрос о выделении в городе мест для легального рисования, предоставив тем самым молодежи популярный сегодня способ самовыражения, - добавил Павел Лавкет. - С другой стороны, необходимо юридическое разъяснение понятия нелегального граффити, как отдельного вида противоправных деяний, с одновременным введением строгой ответственности за нанесение надписей и изображений в неустановленных для этого местах, без согласия собственников разрисовываемого имущества.

Елена Харламова.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Какого цвета вагоны электричек? Синего, ответите вы. А поездов дальнего следования? Правильно, зеленого. Однако некоторых любителей современного искусства такая, с их точки зрения, убогая однотипность весьма не устраивает.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика