65 метров под Москвой: журналисты TUT.BY побывали в секретном бункере времен холодной войны. 21.by

65 метров под Москвой: журналисты TUT.BY побывали в секретном бункере времен холодной войны

03.05.2012 13:10 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

65 метров под Москвой: журналисты TUT.BY побывали в секретном бункере времен холодной войны

  • Снежана Инанец, Александр Лычавко, фото авторов, TUT.BY

В Беларуси собираются выставить на аукцион бункер времен холодной войны. Секретный командный пункт под городом Щучин законсервирован, однако ему хотели бы дать новую жизнь. За объект просят ни много ни мало 523 тысячи долларов. У местных властей есть условие: частник, выкупивший объект, должен сделать там музей холодной войны. В уже существующем подобном и грандиозном музее в Москве журналистам TUT.BY сказали: "слишком дорого". К слову, таганский бункер обошелся его нынешним владельцам в 2 миллиона 450 тысяч долларов... Предлагаем вместе с нами прямо сейчас нырнуть в глубь Москвы и нашей общей "секретной" истории.

Бункер на Таганке, или Как грамотно спрятать 18 этажей
 
Москва. Дворик на Таганке. Вот стоит главный усадебный дом А.И. Зимина, постройка начала ХХ века. Нынче усадьба прописана по Гончарной улице, дом 34, а также по 5-му Котельническому переулку. Правый двухэтажный флигель дома начал строиться в 1952 году… "Ну, строят и строят", - вероятно, так подумали тогда москвичи об аккуратном здании. Подозрений никаких строительство не вызывало, тем более что вскоре пристройка ожила: вечерами можно было наблюдать, как в окнах зажигается теплый ламповый свет.



 
За зелеными воротами, на манер армейских украшенными красной звездой, нас встречает Алексей. Он сегодня - экскурсовод, который расскажет, какие тайны скрывают подземелья этого дома.
 
Впрочем, первая тайна на поверхности, то есть в самом доме. Он бутафорский.
 
- Практически вся высота - это бетонный куб, с маленьким зазором вокруг которого построен дом. До крыши сверху метра два и до стеночек метра два. Есть несколько комнаток, где сейчас сидит наша администрация. Они удивительно причудливой формы: чтобы дойти до моей начальницы, мне надо подняться по лестнице, пройти по извилистому коридору, спуститься по винтовой лестнице и оказаться в комнате пятиугольной формы… - рассказывает Алексей.
 
Как раз в маленьком зазоре между кубом и стенками на протяжении почти сорока лет - до тех пор, пока объект не рассекретили, - и шла "жизнь". Специальный человек включал и выключал освещение, зашторивал на ночь окна и открывал их поутру. Впрочем, вряд ли тот, кто создавал видимость, знал в полной мере, к чему, собственно, все это притворство.
 
А ведь в обычном дворике рельсы не встретишь...
 
Мы входим в здание, проходим по коридору и попадаем в помещение, напоминающее бытовку. С гулом отодвигается в сторону тяжелая толстая дверь; не зная о том, что она есть в стене, и не заметишь сразу. Мы шагаем внутрь - дверь так же тяжело закрывается.
 
- Там еще вторая такая дверь закрывается, и все: можно пережидать ядерный удар, - говорит наш проводник. Возникает чувство, что мы в сейфе.
 
Газировка "за вредность"…
 
Система состоит из четырех основных блоков. Они похожи на тоннели метро и точно так же облицованы тюбингами, но только значительно больше в диаметре - более 9 метров. Стены и потолок отделаны многослойными стальными листами, которые для прочности буквально прошиты насквозь стяжками. Расстояние между стяжками - около 30 сантиметров. Стеганое одеяло, да и только. Очень удобно укрываться от взрывной волны.

 
В первом и втором блоках - они находятся в центре - расположены системы связи. В третьем (к северу от первых двух) - системы жизнеобеспечения, а в четвертом (самый южный) - собственно командный пункт. Все блоки соединены между собой системой сообщений - пешеходными и грузовыми тоннелями, которые тут называются словом "ходок". Из любого блока по ходкам можно попасть в соседний и даже в тоннель метро возле станции "Таганская" Кольцевой линии. Тут же проходят еще две линии метро: Таганско-Краснопресненская (станция "Таганская") и Калининская (ближайшая станция "Марксистская"), но выхода в их перегоны из командного пункта нет: первые станции на "фиолетовой" и "желтой" ветках открыли в 1966 и 1979 годах соответственно.



 
Это только так говорится, что из одного блока можно попасть в другой, третий, выйти в грузовые тоннели или даже метро. На самом деле условия секретности здесь были на самом высоком уровне, и специалист в одной комнате мог не знать, чем занимается человек в соседнем помещении.




 
- Прежде чем попасть в бункер, человек должен был пройти через несколько КПП – наверху, внизу. Еще на каждом блоке можно было проверить документы, - рассказывает Алексей.
 
У нас документы никто не проверяет. Замечаем советский аппарат с газировкой.
- Это что? Газировка за вредность? – смеемся.
 
- Ну, за вредность тут и молоко давали. 

 
Бывшие военные, которые работали здесь, до сих пор чтут ту самую подписку о неразглашении и крайне неохотно говорят о том, чем они здесь занимались и как тут все было устроено. Алексей рассказывает, что иной раз эти, "из бывших", приходят сюда в качестве экскурсантов, но восторженного интереса не проявляют и в закоулки не норовят завернуть; а на удивленные вопросы меланхолически отвечают: "А что я тут не видел?..".
 
…и кабинет для Иосифа Виссарионыча
 
На основании рассекреченных технических документов, а также изучения матчасти (количество туалетов, объемы складов пищепродуктов и характеристики дизельной электростанции) были сделаны расчеты, указывающие, что одновременно в бункере могло работать до 500-600 человек и в случае необходимости оставаться здесь отрезанными от всего мира в течение месяца.
 
Во время же ядерной войны в качестве бомбоубежища бункер мог принять несколько тысяч "особо важных беженцев". Их бы, конечно, поселили просто в ходках и подсобных помещениях без какого-либо комфорта. Но в условиях ядерной войны высшим комфортом можно считать возможность просто дышать чистым воздухом. Ядерная война - это война, которая длится несколько часов. И первоочередная задача бойцов - выжить в течение этого времени. Сначала - выжить, а потом уже думать, где взять продукты и чем воевать с врагом.
 
- Поскольку это один из первых бункеров, которые были заложены после появления атомной бомбы, здесь было все для того, чтобы Иосиф Виссарионович Сталин здесь мог укрываться. Вот тут были его апартаменты, - говорит Алексей.



 
Та самая красная кнопка
 
После спуска на лифте, нескольких остановок и переходов мы попадаем наконец в "сердце" бункера – командный пункт. В духе времени по стенам развешаны плакаты по технике безопасности, фотографии бомбардировщиков "Ту-16", "Ту-95" и других.
 
Командный пункт уставлен шкафами-компьютерами. Такой шкаф представляет собой гигантский терминал с ячейками-слотами, куда вставляются модули компьютера. Испортился блок - нет нужды разбирать весь компьютер: вытащил блок из ячейки и тут же заменил его запасным. Компьютеры пятидесятилетней давности, конечно, очень сильно грелись, и им нужна была эффективная система охлаждения. Уже одним этим в немалой степени объясняется такая огромная - 7000 квадратных метров - площадь объекта.









 
Сейчас посетителям показывают часть такого "стенного" компьютера, а остальное пространство огромного помещения занято портативными радиостанциями, радиотелефонами и прочими приемниками и передатчиками размерами с прикроватную тумбочку.
 
- Выглядит эффектно, но все это - бутафория, - говорит Алексей. Помещения ЗКП были надежно экранированы от всех видов радиоизлучения, и на поверхность отсюда не пробиваются КВ- и прочие сигналы. Но некоторые приборы - рабочие, и мы не отказали себе в удовольствии отбить шифровку на радиотелеграфном аппарате. С другой стороны, мобильная связь тут, на глубине 60 метров, работает, - видимо, где-то установлен репитер. Аналогично и с командным пунктом дальней авиации: все команды и сигналы передавались по проводам и через наземные станции сопряжения и передатчики распространялись в боевые части.
 
Алексей говорит: с большой долей вероятности можно утверждать, что во время Карибского кризиса 1962 года именно здесь "держали палец на красной кнопке". По команде из этой комнаты эскадрилья межконтинентальных бомбардировщиков 3Н готова была вылететь из Шяуляя для нанесения ядерного удара по США.
 
- Очень обидно, что в 87 году все это поставили на реконструкцию. Во многом разобрать разобрали, а собрать уже все, что было, не успели, - сетует наш проводник.



 
Собирали утерянное добро всем миром. Что-то, говорит Алексей, приносили диггеры, что-то давали военные, что-то приходилось искать самим. Алексей показывает нам несколько уцелевших ламповых плафонов в форме желудя, которые здесь находятся с самого открытия бункера и были им обнаружены в дальних ходках. Где-то в этих же ходках Алексей обнаружил трафаретные надписи, выполненные шрифтом, который уже не используется, - наш экскурсовод задумал все надписи в бункере выполнить этим же аутентичным шрифтом.
 
Все тайное становится явным
 
В начале двухтысячных городские власти продали когда-то секретный объект частникам. Алексей говорит, без присмотра объект прохудился так, что мэрия только рада была сбыть его с рук. Сегодня бункер принадлежит сразу нескольким владельцам – вместе проще добиться толку. Кстати, за несколько лет обслуживающие организации наконец одержали победу – течь на техническом этаже удалось сократить в десятки раз. С нынешними подтеками удается успешно справляться.
 
Сегодня сюда ведут экскурсии. Проводят в бункере и уроки НВП, и чрезвычайно дорогие даже по московским меркам корпоративы, любопытные выставки и презентации. Для посетителей секретного объекта работает подземный ресторан… Предприимчивые москвичи стараются использовать наследство, оставленное историей, по полной и в новом времени. Удастся ли подобное белорусам, да еще и в удаленном от столицы городке – пока большой вопрос. Но – хотелось бы.

 
Мы поднимаемся на уровень дневного света, как здесь говорят, уже по лестнице. То и дело встречаются вот такие надписи:

Такие надписи встречают те, кто рискнул подняться из бункера по ступенькам.



У выхода прощаемся с нашим проводником. К слову, Алексей и сам диггер. А значит, может владеть информацией о нынешних тайнах, пока не ставших явными.
 
Алексей
 
- Сейчас на ВДНХ стоят очень характерные пятиэтажки. Две жилые, а в третьей свет включается целыми этажами. Она скрывает некий подземный завод, который сейчас законсервирован, и что там производилось, установить не удалось… Он до сих пор засекречен, хотя видны его вентиляционные сооружения. Такого добра в Москве… - многозначительно протягивает, прощаясь, мужчина. 

P.S. -  А теперь я вас попугаю, - сказал нам Алексей. И устроил маленький ядерный взрыв.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Предлагаем вместе с нами прямо сейчас нырнуть в глубь Москвы и нашей общей "секретной" истории.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика