Каково состояние современного белорусского общества? Каким было его прошлое? И что ждет его в будущем? Эти три вопроса, пожалуй, чаще всего витали в воздухе на втором Международном конгрессе исследователей Беларуси, который прошел на днях в литовском Каунасе. Побывал на нем и корреспондент TUT.BY.
В конгрессе приняло участие около 300 исследователей из 18 стран. Он по праву может считаться одной из крупнейших белорусских научных конференций в области гуманитарных наук, и уж точно - самой большой среди тех, организатором и инициатором которых являются белорусские неправительственные организации. По количеству участников и охвату представленных стран с ним могут сравниться разве что конференции в области физики, проводимые Национальной академией наук Беларуси. Что касается гуманитарной области, то определение "Международная" в статусе конференции, организованной нашим академическим сообществом, чаще всего означает, что на нее приедут гости из России и Украины, в лучшем случае - из ряда других стран СНГ.
Здесь же среди иностранцев ощутимо доминировали граждане Евросоюза. Посетивших конгресс ученых, аналитиков и экспертов объединило одно - всех их так или иначе интересовала Беларусь. Историки и экономисты, культурологи и литературоведы, богословы и политологи делились на нем своими исследованиями, посвященными нашей стране.
Возникает естественный вопрос: почему все эти люди собрались обсуждать предмет своего интереса в городе, расположенном на территории другого государства? Организаторы конгресса объяснили выбор места стремлением избежать бюрократических преград. Участникам из Европы могли отказать в выдаче белорусской визы, в то время как по территории Шенгенской зоны они могут перемещаться без проблем. С другой стороны, ряд исследователей с белорусской стороны не смогли попасть на него. В кулуарах поговаривали, что некоторых из работающих в госсистеме ученых банально не отпустило начальство. Зато Институт энергетики делегировал на конгресс аж трех своих сотрудников. Также было замечено много преподавателей и аспирантов БГУ.
Первый Международный конгресс исследователей Беларуси прошел 23-25 сентября 2011 года. По сравнению с прошлым годом он вырос как по количеству гостей, так и тематически. Если в 2011 году работа шла по восьми секциям, представленным преимущественно социальными дисциплинами: историей, политологией и социологией, - то на этот раз их число выросло уже до двадцати. К уже озвученным добавились темы культуры, литературы, кинематографа, международных отношений, богословской мысли, экономики и ряда других. Была отдельная секция, посвященная проблеме перевода Библии на белорусский язык. Также рассматривались недостатки системы образования Беларуси и обсуждались возможные пути ее реформирования.
Любопытно, что на секции белорусской литературы среди восьми докладчиков только один прибыл из Беларуси.
А самым экзотическим гостем оказался, пожалуй, профессор Токийского технологического университета Макото Хаясака. Он владеет русским и польским языками, учит белорусский и восхищен нашей историей. На конгрессе он выступал с докладом о политической деятельности Бронислава Тарашкевича.
Конгресс проходил преимущественно в стенах Университета Витовта Великого.
О том, как к данному мероприятию относится литовская сторона, может свидетельствовать тот факт, что на его открытии с приветственным словом выступили представитель мэрии Каунаса и посол Литвы в Беларуси Линас Линкявичус.
"Половину нашей истории мы прожили в одном государстве - Великом княжестве Литовском. И очень интересно, как история влияет на современность. И я думаю, вы найдете тут новые факты, которые повлияют и на современные отношения Литвы и Беларуси", - сказал он.
Историки, кстати, были самыми многочисленными гостями конгресса. Их группа секций охватывала периоды от Великого княжества Литовского до наших дней.
Например, доктор исторических наук Мирослав Шумило из Люблинского университета Марии Склодовской-Кюри делал доклад "Белорусы в парламенте Второй Речи Посполитой".
"В период с 1922 по 1939 гг. в польском Сейме и Сенате заседали 36 белорусов, - рассказал Мирослав Шумило. - Из них 26 были членами различных белорусских депутатских клубов, остальные входили в состав польских политических группировок. Происхождение первых было преимущественно крестьянским, поэтому они занимались тем, что отстаивали права простых земледельцев. Их требования сводились к трем пунктам. Во-первых, они выступали за наделение землей малоимущих крестьян. Во-вторых, выдвигали инициативы по развитию белорусской культуры, открытию белорусскоязычных школ. В-третьих, добивались политической автономии для Западной Беларуси. Стоит отметить, что судьба большинства из них сложилась крайне трагично. 28 депутатов-белорусов погибли в результате сталинских репрессий".
А сотрудник российского Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Денис Бугаев рассказывал об участии белорусов в завоевании и индустриализации Кавказа в XVIII-XIX вв.
"Я рассматривал документы, где говорилось об использовании рабочих, которые завозились с белорусских заводов на заводы Кахетинского царства в Грузии. И о переводе туда воинских частей с национальным наименованием "Белорусский" или комплектуемых с белорусских провинций. В 1803 году там была большая эпидемия, когда умерло много солдат и рабочих. Тогда туда переводились воинские части. Солдаты ставились на должности рабочих, потому что у них был образовательный уровень хороший, дисциплина соответствующая. И они производили медь, которая была необходима Российской империи. Особенно для подготовки войны с Наполеоном", - пояснил ученый.
Впрочем, современности на конгрессе тоже уделялось немалое внимание. На секции урбанистики прозвучала такая тема, как "Трансформация культурных ландшафтов малых городов Беларуси во время подготовки к фестивалю "Дожинки". По линии двухсторонних отношений был зачитан доклад "Белорусское общество глазами выходцев из исламского Востока".
Французский политолог, доктор Финского института международной политики Анаис Марин обрушилась с критикой на политику ОБСЕ в странах Восточной Европы вообще и в Беларуси в частности. По ее мнению, данная организация ведет свою деятельность крайне непрофессионально и нуждается в реформировании.
“Организаторы выборов в этих странах уже давно ведут себя умнее, чем наблюдатели, - считает исследовательница. - В докладе ОБСЕ по последним выборам в Беларуси всего лишь в 37% случаев наблюдатели оценивали процесс подсчета голосов как "плохо" или "очень плохо". Раньше это было в размере 45-48%, а в 2004 г. – 60%. То есть идет снижение. Почему? Меньше фальсификаций стало? Я не думаю. Может быть, потому что наблюдатели не настолько профессиональны, чтобы распознать фальсификации? Может быть, наверное. Или потому что члены участковых комиссий лучше натренированы, чтобы эти фальсификации делать незаметно? Я думаю, что так и есть”.
Анаис Марин полагает, что такая ситуация невольно способствует легитимизации выборов в Беларуси в глазах Запада, поскольку со стороны складывается впечатление, что процедура проведения выборов улучшается. Она предлагает ОБСЕ меньше уделять внимания таким формальным и легко фальсифицируемым признакам, как выборы, а попробовать начать мониторить какие-то другие стороны общественной жизни.
Модератор секции “Беларусь в системе международных отношений” Денис Мельянцов сделал весьма неутешительную оценку теперешнего положения нашей страны.
“Можно отметить два достаточно печальных тезиса. Во-первых, Беларусь прочно заняла место между Западом и Востоком. Скорее всего, эту нишу Беларусь заняла надолго, и мы не сможем продвинуться ни туда, ни туда (хотя это можно по-разному трактовать). Во-вторых, Беларусь сегодня является, скорее, не субъектом международных отношений, а объектом. Темы на будущее, которые стоит исследовать, - вопрос выхода из этой ситуации, - сказал он.
К чему это приведет?
“Ситуация такая, что республика не готова к интеграции, но существовать без интеграции она не может. И это главная проблема. Остается только одно: будет идти деиндустриализация и формироваться миграционная экономика. Такая, какая сейчас есть в Таджикистане и Киргизии”, - сделал свою оценку видения будущего известный российский экономист, кандидат исторических наук Андрей Суздальцев.
С яркой речью выступил венгерский социолог, профессор университета Корвинус Тамаш Пал. В ней он сравнил белорусское гражданское общество с немолодым, пожилым лысеньким человеком, который “совсем не похож на Шварценеггера”. При этом ученый отметил, что по многим социологическим параметрам белорусское общество ничем не отличается от обществ других стран Восточной Европы, следовательно, причины возникновения сложившейся политической системы никак нельзя списать исключительно на менталитет белорусов.
Экономическая секция была в восторге от доклада известного белорусского экономиста Сергея Чалого.
Организаторы конгресса подчеркивают, что Конгресс исследователей Беларуси находится вне политики и что основная его задача – дать ученым и исследователям возможность обменяться своими знаниями. Однако так или иначе эта тема поднималась. Особенно острый момент на данной почве случился под занавес мероприятия, когда на церемонии закрытия конгресса белорусский философ и методолог Владимир Мацкевич от имени собравшихся выразил протест против “сложившейся практики государственных вузов Беларуси увольнения преподавателей фактически за их гражданскую позицию и общественную деятельность вне стен университетов”.
“Если вы не против, то в своих сообщениях или интервью про наш конгресс, вы могли бы отмечать, что участники конгресса высказывают свой протест против такой практики администрации высших учебных заведений”, - предложил Владимир Мацкевич.
Один из организаторов конгресса Андрей Казакевич поспешил отвергнуть эту инициативу, поскольку, по его мнению, такими действиями можно сделать уволенным только хуже.
“Мне кажется, что конгресс мог бы в таких случаях оказывать какую-то помощь: предоставлять инфраструктуру, помогать в получении стипендий, например, за границей. Или еще какую-нибудь ДРУГУЮ помощь, которая позволит человеку не прерывать его профессиональную деятельность”, - заявил он.
И на закуску – много книжек. В первый день конгресса прошла выставка-продажа книг белорусских издательств, Института истории Литвы и Варшавского университета.