Актер и телеведущий Валерий Кащеев работает в эфире ОНТ уже 10 лет - с первых дней существования телеканала. Сегодня в программе "Наше утро" в компании Кащеева соведущая Люция Лущик сверкает, как бриллиант, Валерий по-джентльменски предоставляет девушке возможность вдоволь насладиться телевизионными софитами, по-отечески вступая в беседу тогда, когда темп утреннего эфира начинает пробуксовывать.
Раскрыть Кащеева нелегко не только в социальных сетях - это не его стихия, но и в приватной беседе. Преподаватель актерского мастерства в академии искусств, хозяин китайской хохлатой по кличке Оливер, страстный меломан и путешественник Валерий Кащеев больше всего на свете боится творческого простоя. Оттого телефон его не смолкает ни на минуту: звонят студенты - просят перенести экзамен, продюсеры - надо озвучить документальный фильм, режиссеры - есть новая роль в сериале. Разговаривать в такой нервной обстановке - значит без конца импровизировать. А вот здесь у Кащеева безусловный талант - сказывается профессиональная актерская школа.
- Да, так на чем мы остановились? - бровь актера заинтересованно ползет вверх.
- Валерий, от понедельника до понедельника мы все так или иначе бегаем по кругу. Как вам удается избежать автоматизма, разблокировать это ощущение того, что все уже было?
- Год назад завел собаку. Теперь хочешь не хочешь - три часа в день ей отдай. В связи с этим появился новый круг общения. Среди собачников, которых мы с Оливером встречаем во время прогулок в парке, есть немало интересных личностей: дизайнеры, философы, педагоги. И всех объединяет вот эта потребность заботиться о домашнем животном. Еще люблю сесть в машину и поехать по нашим городам. Обожаю путешествовать по Беларуси. Есть еще одна мечта - вспомнить молодость, выехать на пленэр и рисовать: по первому образованию ведь я архитектор. Но времени пока нет.
- Ваш глаз архитектора отмечает перемены в Минске?
- Город быстро становится ультрасовременным. Мне нравятся въезды в Минск со стороны Уручья, Брестского шоссе. На фоне новостроек здания даже 50-х годов приобретают историческое звучание. Хотелось бы, чтобы нам удалось воссоздать и старинные городские кварталы, которые были разрушены.
- А какую музыку слушаете в машине?
- У меня целая коллекция дисков. В основном это отстоявшиеся, проверенные временем хиты - Утесов, Бернес, Гурченко. Но есть и современные песни, например с удовольствием могу послушать Елку.
- В моих глазах - вы рыцарь без страха и упрека. В 30 лет решились получить второе образование. Поступили на дневное отделение театрально-художественного, стипендия 40 рублей и прочие "прелести".
- Время такое было, полное романтизма. Минск, середина 80-х, в каждом подвале любительские театральные труппы экспериментируют, что-то такое ставят. Я тоже начал посещать актерскую студию во Дворце железнодорожников. Наш педагог Витас Григалюнас к занятиям подходил весьма серьезно, поэтому, когда я поступал, во-первых, уже не мог жить без театра - настолько этим увлекся. И второе - был внутренне абсолютно спокоен и уверен в том, что экзамены выдержу.
- А в наше циничное время что отличает студентов-актеров от вас, тогдашних?
- Когда я учился, для нас целый пласт произведений был закрыт. Мы стопками выписывали журналы "Новый мир", "Октябрь", знали, в каком номере опубликованы те или иные произведения, с жадностью их читали. Сейчас информации намного больше. Но проблема в другом: студенты читают мало. Я недавно спрашиваю у одной будущей актрисы: "А почему пьесу не прочла, тяжело?" Она мне так искренне и отвечает: "Да". Парадоксально. Или вот еще сцена из жизни. В начале семестра мы, как правило, выбираем драматический материал. Для этого студенту необходимо найти в каком-либо литературном произведении заинтересовавший его отрывок и прийти ко мне. Первый, допустим, является с книгой Карла Чапека. Ладно. Обсудили рассказ, очертили план работы. Через два человека приходит очередной студент, и снова с той же книжкой Чапека. (Смеется.) Смущает, что и спектакли они не смотрят, и не могут назвать фамилии современных режиссеров и актеров, своих будущих коллег. Казалось бы, зачем поступать на актерское отделение, если современным театральным процессом не интересуешься вовсе.
- Тем не менее вам нравится работать с этими оболтусами. Уж сколько лет - почти 20 - преподаете.
- Да. Во-первых, это мостик в профессию. Мне в свое время пришлось выбирать между театром и телевидением, и я выбрал ТВ. На драматической сцене уже не было роста, да и совмещать обе профессии становилось все сложнее. А второе, когда студенты с моего курса вдруг начинают раскрываться, проявлять талант, купаться в материале, жить на сцене предлагаемыми обстоятельствами, а не просто текст произносить, - это ни с чем не сравнимое ощущение. Ради таких моментов и преподаешь.
- А правду говорят, что бывших актеров не бывает?
- Во всяком случае, мне не удалось выпасть из театра насовсем. Иногда играю в антрепризах. Недавно Володя Савицкий, главный режиссер ТЮЗа, пригласил меня в свою новую постановку. Он сейчас репетирует "Затюканного апостола". И там есть персонаж - политический телекомментатор. Я с удовольствием принял предложение его сыграть. А телевидение, к слову, очень помогло мне, подготовило для работы в кино: камера просто перестала для меня существовать. И сегодня я довольно активно занят в съемках в российских сериалах. Буквально на днях закончилась работа над 60-серийным фильмом с рабочим названием "Первая любовь". Мне досталась роль отца одного из главных героев. Причем папаша этот довольно обеспеченный, у него где-то бизнес в Англии. Мои реплики в этом сериале грели мне душу: "Как, сын? Разве ты не знаешь, что я только что из Лондона?" или "Я что тебе должен каждый день машины покупать?" (Смеется.)
- Представляете, Валерий, даже у меня мужчины иногда спрашивают телефон Люции Лущик. Воображаю, как часто к вам пристают с подобными вопросами.
- Интересуются, конечно. Но зная мою принципиальность в этом вопросе - телефона ни за что не дам, - говорят: "Хотя бы привет ей передай".
- Как вам работается в паре с такой роскошной девушкой?
- Великолепно. Нам не пришлось долго привыкать друг к другу. Люция не терпит однообразия, требует к себе внимания на площадке, и мне приходится реагировать на ее "подачи". Так возникают живые моменты в программе. Мы, например, никогда не договариваемся о том, кто из нас какие вопросы будет задавать гостям в студии. Импровизация - наш конек.
- Когда-то ваша программа позиционировала себя как утро для делового человека: ведущие были в подчеркнуто деловых костюмах, информационная насыщенность зашкаливала. Потом вы переживали "джемперный" период: доверительный тон в подаче новостей и мягкие ноты в голосе ведущих. Над какой концепцией сегодня работаете?
- Сейчас, на мой взгляд, удалось найти золотую середину: обсудить главные новостные события и сконцентрироваться на тех проблемах, которые волнуют каждого из нас.
- Если бы я вас попросила назвать проекты ОНТ, которыми вы гордитесь, что бы назвали?
- Мне очень нравится, что на нашем телеканале появились душевные проекты, которые вызвали сопереживание у зрителя. Здесь в первую очередь хочется назвать "Я пою", "Добро пожаловать в Беларусь" и "Города-герои".
- У вас есть жизненное кредо?
- Нельзя отказывать себе в желании достичь чего-то большего. Конечно, у меня были сомнения по поводу второго института. Но если бы я не поступил в 30 лет в "театралку", многих уникальных событий просто не произошло бы.
- Это такая знаменитая вилка, на которую многое в нашей жизни цепляется: мы либо чего-то сильно хотим, либо сильно боимся. Чего вы боитесь, Валерий?
- Невостребованности. Опыта и силы - хоть отбавляй. Хотелось бы еще поработать.