Беларусь импортирует битого стекла на два миллиона долларов. 21.by

Беларусь импортирует битого стекла на два миллиона долларов

28.05.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Внутренний спрос — это проблема, которую пытается решить весь мир, связывая с ней надежды на оживление экономики. В Евросоюзе и США именно внутренний спрос, то есть продажа своих товаров и услуг, обеспечивает львиную долю ВВП. Вот почему все страны всячески стимулируют и этот рост, и своих производителей. Мы делаем то же самое и даже называем более точно: импортозамещение. Все просто. Покупая «свой» холодильник (велосипед, мебель, обувь...), мы обеспечиваем зарплатой своих конструкторов и слесарей, кладовщиков и уборщиц. Работаем на себя, а не на чужого дядю.


Тем более парадоксально, что импортируем то, чего у нас самих, как говорится, завались: битое стекло. По данным таможенной статистики, в 2012 году в страну ввезено 20 тысяч тонн этого «товара» на сумму более 2 млн. долларов! У стеклобоя есть даже специальный таможенный код: ТН ВЭД 7001. То есть осколки мы ввозим давно. Попробуем разобраться, почему и для чего.


Вы, читатель, давно сдавали стеклотару? Знаете, сколько в приемном пункте дают за пивную бутылку, пол-литровую банку? Рядом с вашим домом вообще есть такой пункт?


Сегодня это риторические вопросы, хотя в память людей старшего поколения навсегда запали 12 и 15 копеек. Столько стоили пивная и молочная пол-литровые бутылки. Мы их тщательно отмывали и осматривали (целы ли?), потом стояли в очередях. И как же было обидно, когда приемщица браковала тару и со звоном швыряла ее в ящик. Молочные бутылки вообще вышли из оборота, а пивные и водочные мы без сожаления бросаем в мусоропроводы и контейнеры. Мы стали богаче. Пункты приема стеклотары повсеместно позакрывались. Возле редких оставшихся можно увидеть лишь пенсионеров и, увы, бомжей с алкоголиками, которые и достают бутылки из контейнеров.


Но им не по силам обеспечить вторсырьем стекольную промышленность, которой больше нужны даже не целые бутылки и банки, но именно стеклобой. В нем нуждаются СЗАО «Стеклозавод Елизово», ИООО «Белстеклопром», СЗАО «Гомельский стеклотарный завод», СЗАО «Белевротара». Вот сколько у нас производителей, годовая потребность которых составляет 70 тысяч тонн битого стекла.


Для того, в частности, чтобы загрузить их работой, была принята Государственная программа сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья на 2009 — 2015 годы. Среди важнейших ее пунктов была реализация проекта «Создание производства по сортировке смешанного стеклобоя». Ввозимое для его оснащения оборудование распоряжением Президента освобождалось от таможенных пошлин и НДС. Завод построили. Пусть не в сентябре 2012 года, как планировалось, но в декабре он был введен в эксплуатацию. Стоил более 74 млрд. рублей, проектная мощность в шесть раз превышает импортируемый объем: 120 тысяч тонн стеклобоя в год. Но выдаст ли он такой объем в первый год эксплуатации — большой вопрос.


Комитет госконтроля констатирует, что сбор отходов стекла существенно отстает от установленных госпрограммой объемов. В прошлом году было собрано менее 60 тысяч тонн вместо нужных 90. Хуже всего стекло собирали в Витебской области (всего четверть плана), причем даже в «лидирующем» Минске набрали менее 70 процентов. При этом к концу первого квартала — когда ситуацию анализировал госконтроль — большинству ответственных исполнителей даже не были доведены задания на год.


В качестве координатора за сбор отвечает Минжилкомхоз, который пока не справляется. В жилых районах Витебска, например, оборудовано только 40 процентов контейнерных площадок (от необходимого количества) для раздельного сбора отходов. Там же спецавтобаза, которая должна сортировать отходы на своем полигоне, обработала только 525 тонн из поступивших 250 тысяч: 0,2 процента! В Могилеве 11 заготовительных пунктов из 12 работали только по 2 — 3 дня в неделю по 4 часа.


Проблема имеет и объективные, экономические предпосылки. Закупочные цены на стеклобой не стимулируют к его сбору ни физические лица, ни юридические. Это утверждают и в госконтроле, и в Мингорисполкоме: при цене 200 рублей за килограмм никто стекло сдавать не понесет.


Но вот еще экономический парадокс. ЖРЭУ Бреста, не имея своих площадок для сбора стекла, поставляло несколько тонн частному предпринимателю, который продавал его конечным потребителям вдвое дороже. Это и доказывает, что стеклобой имеет спрос. Значит, является товаром в чистом виде, без кавычек. Между прочим, минское сортировочное предприятие — первое такого рода в странах СНГ. Беларусь в этом смысле лидирует.


Но не стоит обольщаться. Это результат усилий государства. В Минске, к примеру, установлено около 14 тысяч контейнеров для раздельного сбора бытовых отходов, вскоре планируется закупить еще около 3 тысяч. Однако, по мнению заместителя начальника отдела энергетики Мингорисполкома Анатолия Лавничука, этого мало. Контейнеров должно быть в десятки раз больше.


В заключение еще один вопрос читателю: как часто вы бросаете стекло и пластик в раздельные, специально надписанные контейнеры?

 

Советская Белоруссия №95 (24232). Вторник, 28 мая 2013 года.

Автор публикации: Виктор ПОНОМАРЕВ

Фото: Артур ПРУПАС

 
Теги: Брест, Витебск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Внутренний спрос — это проблема, которую пытается решить весь мир, связывая с ней надежды на оживление экономики...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика