Оживленные комментарии в среде специалистов вызвал календарь с изображением на обложке различных систем ПВО и ПРО, выпущенный недавно российским концерном «Алмаз-Антей».
Среди изображений новейших систем ПВО и ПРО (С-350Е, «Тор-М2У», С-400 и «Бук-М3») наибольший интерес вызвала мобильная пусковая установка неизвестного типа на базе шестиосного шасси производства Минского завода колесных тягачей — МЗКТ-79291. На ней видны два довольно внушительных размеров транспортно-пусковых контейнера противоракет большой дальности.
Заметим, что шасси МЗКТ-79291 рассматривается, в частности, как колесная база мобильной пусковой установки для нового российского грунтового подвижного межконтинентального ракетного комплекса «Рубеж».
Однако в случае с календарем некоторые эксперты предположили, что шасси МЗКТ-79291 использовано здесь в качестве транспортера пусковой установки перспективной мобильной системы ПВО/ПРО С-500.
Другие, правда, обращали внимание на то, что, согласно первоначальным планам разработчика, пусковую установку С-500 предполагалось разместить на пятиосном шасси Брянского автомобильного завода — БАЗ-69096.
Однако можно предположить, что намерения проектировщиков системы изменились. И скорее всего, из-за серьезного отставания в графике создания дальнобойной зенитной управляемой ракеты (ЗУР) 40Н6 для С-500.
В 2012 году представители концерна «Алмаз-Антей» заявляли, что опытные образцы элементов зенитной ракетной системы (ЗРС) С-500 будут готовы в 2013 году, а вся система принята на вооружение в 2015 году. Ныне сроки поступления С-500 в войска сдвинулись уже на 2017 год.
Для того чтобы не допустить еще больших задержек, разработчики С-500 решили воспользоваться проектными решениями, найденными в процессе создания последней версии войсковой ЗРС С-300В — С-300В4. В частности — использовать удачную конструкцию противоракеты дальнего радиуса 9М82. Но так как она по своим весогабаритным параметрам существенно превосходит ЗУР 40Н6, понадобилось и новое шасси.
Есть и несколько иное объяснение использования в С-500 ракеты 9М82. На состоявшейся 8 декабря в Москве конференции, посвященной столетию российской ПВО, генеральный конструктор концерна «Алмаз-Антей» Павел Созинов заявил о разработке в России аналогов двух американских систем противоракетной обороны — THAAD, способной бороться с ракетами средней дальности, и GMD, предназначенной для перехвата межконтинентальных баллистических ракет (МБР).
Комплекс THAAD (Terminal High Altitude Area Defense — «Высотная оборона района от ракет на конечной стадии траектории») предназначен для заатмосферного перехвата оперативно-тактических и тактических баллистических ракет с дальностями до 3500 километров. Он изначально разрабатывался для перехвата баллистических целей кинетическим (без подрыва боевой части) попаданием за пределами атмосферы.
Насколько можно судить по имеющейся информации, аналогичные возможности закладываются и в перспективную российскую ЗРС С-500 (предполагаемое наименование проекта — «Триумфатор-М», также в СМИ упоминается и название «Прометей»).
Но в данном случае не вполне корректно говорить о прямом аналоге, так как по требованию заказчика С-500 должна поражать цели со скоростями до 7 000 метров в секунду, а это уже категория боевых блоков МБР, а не боеголовок ракет средней дальности. (Это притом, что С-500 сохранит и функции поражения аэродинамических целей.)
GMD (Ground-based Midcourse Defense — «Наземная оборона от ракет на маршевом участке траектории») — это действующая в США система ПРО с противоракетами шахтного базирования GBI. Особенность GMD в том, что она «специализируется» на МБР.
Если судить по заявлениям Созинова, в России разрабатывается аналог и этой американской системы. Но только в мобильном исполнении. Причем по требованию Минобороны России разработчик должен обеспечить «существенно более высокую эффективность перехвата, чем у американцев».
Как полагают некоторые аналитики, выполнение этих требований вполне может обеспечить ЗРС С-500, информационные и огневые средства которой могут быть интегрированы со всеми действующими и перспективными системами ПРО и ПВО.
В этой связи стоит отметить, что современные ЗРС изначально комплектуются различными типами ракет для выполнения разных задач. Так, «большую» (9М82) и «малую» (9М83) ракеты имеет вышеупомянутая система С-300В.
Таким образом, «мобильный аналог» GMD вполне может быть создан на базе С-500. Как полагают некоторые специалисты, для отражения атак боевых блоков МБР могут быть использованы дальнобойные кинетические перехватчики мобильного базирования, созданные на базе ракет семейства 9М82 (изначально отлично зарекомендовавших себя при работе по баллистическим целям) с улучшенными характеристиками. А следовательно, без продукции МЗКТ здесь не обойтись.
Оживленные комментарии в среде специалистов вызвал календарь с изображением на обложке различных систем ПВО и ПРО, выпущенный недавно российским концерном «Алмаз-Антей».