Фото на фоне: "Мальчик с лебедем". Как выглядел фонтан в разные годы
29.01.2015 18:30
—
Новости Общества
|
Как выглядел первый минский фонтан в разные годы и куда подевались скульптуры лягушек, которые так нравились детям?
А у нас водопровод. Вот. Об этом уже 140 лет напоминает фонтан со скульптурной группой "Мальчик с лебедем". В Александровском сквере его установили в 1874 году, когда в городе был пущен водопровод. Первые лет 70 из жизни "Мальчика" пропускаю, но не потому что о них нечего сказать. Материалом для этой статьи послужили воспоминания горожан и фотографии из их семейных архивов, сделанные в 1960-е и позднее.
Конец 1940-х – начало 1950-хВ годы оккупации Минска Александровский сквер ассоциировался с жуткими событиями: здесь проводились казни. В 1979 году на месте гибели минских подпольщиков был установлен памятный знак (скульптор – А. Аникейчик, архитекторы – Л. Левин, Ю. Градов).
Известно, что после войны скульптурную группу "Мальчик с лебедем" реставрировал народный художник СССР Заир Азгур. Об этом упоминают и сотрудники мемориального музея-мастерской его имени, и старейшие белорусские скульпторы. Однако то, как выглядел фонтан в первые послевоенные годы, остается загадкой. Найти фото не удалось.
1960-е
– В 1960-е этот сквер был популярным местом отдыха, там гуляли мамы с детьми. Летом в жару особенно много народу собиралось. У воды казалось прохладнее, – вспоминает архитектор Анна Аксенова. – В теплое время года мороженщик продавал эскимо. Я тоже покупала, когда шла на занятия в музыкальную школу.
В семейном архиве нейрохирурга Александра Кандыбо хранятся несколько снимков, где в кадре – первый минский фонтан. Можно рассмотреть, что по окружности чаши фонтана располагались скульптуры лягушек. – Скорее всего, это 1962 год, – показывает Александр Анатольевич снимок, сделанный его отцом. – Тогда жили на улице Ленина, в доме у художественного музея. С родителями часто гуляли в Александровском сквере.
Фото из семейного архива Александра Кандыбо. Начало 1960-х В семейном архиве художника Дмитрия Маслия также есть фото из серии "я на фоне".
– На этом снимке я со старшим двоюродным братом. 1961 год, – комментирует Дмитрий. – Фотографировал мой отец.
В те годы Дмитрий с родителями жил в доме на улице Карла Маркса. До Александровского сквера – пару минут пешком.
Фотография из семейного архива художника Светланы Рыжиковой наглядно объясняет значение модного сегодня термина "контактная скульптура". Так говорят про жанровую скульптуру, которая соразмерна человеку, беспафосна, вызывает эмоциональный отклик. Несмотря на замечания родителей, дети пытались оседлать лягушек. У некоторых получалось.
– Этот снимок сделан, скорее всего, в 1965-м, мне здесь года три, – рассказывает Светлана Рыжикова. – Наша семья тогда жила на улице Долгобродской. Помню, когда собирались в центр, говорили – "поехали в город". Во время одной из таких "поездок в город" отец и сделал этот кадр.
Про еще одну детскую шалость вспоминает актриса Купаловского театра, народная артистка Беларуси Зинаида Зубкова:
– Пока были в ходу копейки, жила традиция бросать в фонтан монетки, которые дети пытались выловить. И хорошо, если их самих потом не приходилось вылавливать.
Когда и почему решили уничтожить колоритные детали – скульптурки лягушек – никто из собеседников припомнить не смог. Наобум позвонила Ивану Миско – народному художнику Беларуси. После окончания института он работал в художественном музее, а значит, наверняка по нескольку раз на неделе проходил через сквер.
– Где назначали встречи? У фонтана, – улыбается Иван Якимович.
Будучи профессиональным скульптором, он тогда обратил внимание, что лягушки здорово вылеплены.
– Сколько точно лягушек было – не помню. Изо рта каждой били фонтанчики. Вся композиция хорошо смотрелась, – вспоминает Иван Миско. – "Мальчик с лебедем" – единственная дореволюционная городская скульптура, уцелевшая в Минске. Чудом сохранилась. И уже этим ценна. Хорошо бы восстановить тех лягушек. Но если лепить заново – будет уже не то… Оригиналы могли сохраниться где-то в запасниках музеев. Если найти их – можно снять копии.
В Белорусском государственном архиве научно-технической документации хранятся документы по реконструкции сквера, датируемые 1965-1967 и 1971 гг. (автор проекта С.Г. Коновалов). В примечаниях оговаривается: "существующая фигура мальчика с лебедем сохраняется". Подробно расписаны требования к реконструкции постамента под скульптуру, а также работам по ремонту бассейна фонтана. Про лягушек – ни слова.
Можно предположить, что уничтожение колоритных скульптурных деталей первого минского фонтана связано с принятием постановления "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" 1955 г., о котором многие архитекторы старшего поколения до сих пор вспоминают с содроганием.
– А давайте Геннадию Овсянникову (народный артист Беларуси. – Прим. авт.) позвоним, – предложил Иван Якимович во время нашего разговора в его мастерской. – Наверняка он что-нибудь вспомнит. Всю жизнь через Александровский сквер в театр ходит.
Геннадий Степанович оказался дома. – Конечно, помню, что были скульптуры лягушек. Их убрали, когда реставрацию делали. Когда? Ее к 100-летию фонтана приурочили, вроде. Или другой какой-то дате…
– В начале 1980-х, когда скульптура пострадала от хулиганов, лягушек уже не было. Это точно. Их убрали раньше. Эта реплика Ивана Миско – повод вспомнить одну драматичную историю…
|