"Больше года я веду переписку с разными инстанциями, и никто не может мне помочь", – Ирина Бурцева устала искать решение вопроса с местными органами и пришла со своей проблемой на прием к Семену Шапиро в Мядельском районе. Всего к председателю Минского облисполкома записалось 12 человек. Диалог губернатора с народом продлился больше трех часов…
О чем просят жители Мядельского района у главы области – в материале TUT.BY.
Мядельский райисполком
Соседская ссора. "Помириться нам уже невозможно"
Первыми к председателю облисполкома пришли жители деревни Бояры Светлана и Анатолий Кабак. Вопрос у них наболевший – конфликт с соседом.
– Мы живем в шестиквартирном жилом доме, который принадлежал войсковой части. Дом стоит один в лесу, две квартиры в нем, на первом и втором этаже, – наши, – рассказывают они. – Так вот, когда мы стали сбоку пристройку делать, лестницу на второй этаж, наш сосед Мисун пожаловался в райисполком, что это незаконно. Нам вынесли предписание, и мы все снесли.
Светлана и Анатолий Кабак считают, что сосед поступил с ними не по-соседски
Супруги Кабак уверены: Мисун поступил не по-человечески. Тем более у него и самого есть самовольные строения. Они-то и стали камнем преткновения и предметом соседских конфликтов.
– Теперь мы уже полтора года ведем переписки с разными органами: пускай и он убирает свои постройки. А землю нужно узаконить и поделить между всеми собственниками квартир. Так будет справедливо.
– Ситуация понятна. Вы обиделись на то, что вас снесли, и теперь добиваетесь, чтобы снесли его, – резюмирует Семен Шапиро. – Но по фотографиям видно, что он хороший хозяин: аккуратные сараи, гараж, человек строил, душу вкладывал, развивался. А вы предлагаете пригнать бульдозеры и все сравнять. А сесть за стол и помириться уже невозможно?
Председатель Минского облисполкома Семен Шапиро
Светлана и Анатолий отвечают отрицательно и говорят, что постоянные конфликты всем отравляют жизнь. Но инициаторы их вовсе не они.
– Мы 18 лет вместе с соседом живем. Когда он начал строиться, мы даже ему помогали – и баню, и сарай. А сейчас что творится? Вот утром он узнал, что мы записали на прием, – и тут же устроил скандал. Так что сносите все, делите на 6 частей, каждому из нас поровну.
Оказывается, местная власть уже пыталась примирить враждующие стороны.
Председатель Мядельского райисполкома Илья Шатько
– Проблема в том, что земля, которую используют граждане, никому не принадлежит. В 90-х годах дом передали на баланс ЖКХ, но землю не отвели. Поэтому она остается ничейной, хотя квартиры приватизированные, – поясняет председатель Мядельского райисполкома Илья Шатько. – Сначала мы предложили жильцам создать товарищество, но они отказались. Есть вариант снести все постройки и поровну поделить землю. Но мы дали гражданам возможность помириться.
Вариант со сносом построек Семен Шапиро считает неразумным.
– Я понимаю, когда в Минске люди ругаются за участки, но это же Мядель. Приведите законодательство по земле в порядок без сноса, каждому отведите по кусочку земли и закрепите. Захотят – пусть строятся, – обратился глава области к председателю райисполкома.
Напоследок губернатор обратился к семье Кабак.
– Любой человек находится под защитой закона – и вы, и ваш сосед. Если вы рассчитывали, что я дам команду снести его имущество – вы ошибались. Но у вас я хочу спросить: вы же простые люди, зачем вам эта война? Может, кто-то должен оружие первым сложить? Иначе наступит момент, когда нужна будет его поддержка, и он вам не поможет.
Земля. "Участок и земля мои, а оформить их не могу!"
Ирина Бурцева приехала к Семену Шапиро из Минска. Она просит помочь разрешить земельный вопрос.
Ирина Бурцева владеет участком, на котором стоят сразу два жилых дома
– В 1991 году на имя мамы мы купили участок в 25 соток в деревне Мокрец. На нем уже был дом, а потом с разрешения сельсовета мы построили там еще один и зарегистрировали его в БРТИ. В 1996 году мама подарила участок с жильем мне, – рассказывает женщина. – В 2007 году я захотела прикрепить землю к каждому дому и оформить их, как полагается.
Но Ирине Бурцевой отказали. Оказывается, по действующему законодательству на одном участке не может быть построено два жилых дома. При этом разделить земельный участок тоже нельзя, хотя раньше закон это разрешал.
– Больше года я веду переписку с разными инстанциями, и никто не может мне помочь. Но это же абсурд: земля моя, дома тоже, построены они по закону. А оформить их не могу! При этом у меня есть сестра, с которой мы хотим поделить это имущество.
– Участки делили до вступления в силу Указа №667, сейчас это невозможно. Второй момент – раньше жилье регистрировали без земли, поэтому теперь возникают такие путаницы, – поясняет ситуацию специалист райисполкома.
Чтобы найти выход из ситуации, Семен Шапиро пригласил местных специалистов – судью, юриста и сотрудника МЧС.
– Я сторонник того, чтобы решить эту проблему. Сядьте вместе и подумайте, как это можно сделать, не нарушая законодательство.
Ирина Бурцева вернулась в кабинет через час. – Я готова вам доложить, – рапортует она. – Мы с вашими специалистами нашли решение: изменить границы моего участка и отнести их к новому дому. А затем обратиться в сельский совет о выделении земли для старого дома и выделить ее в отдельный участок.
Специалисты отчитываются: нарушение законодательства при таком варианте нет.
– Спасибо большое, Семен Борисович, за участие в моем вопросе! – улыбается Ирина Бурцева.
В Мядель она приехала не зря.
Жилье. Как дома за миллиард продавали за 200 миллионов
Следующий в очереди на прием к губернатору – Владимир Ивашкевич. Он и сам бывший чиновник: почти 23 года отработал в органах прокуратуры.
– В 2012 году, работая в правоохранительных органах, я получил служебный дом, принадлежащий сельхозорганизации Мядельского района. Год назад, после окончания срока контракта, ушел в отставку. Теперь я замдиректора по идеологической и правовой работе в агросервисе, – рассказывает губернатору о трудовой биографии Владимир Ивашкевич. – Вот пришел к вам с такой просьбой: хотелось бы выкупить дом.
– Но есть же определенные правила: чтобы выкупить у хозяйства жилье, там нужно проработать не менее 10 лет, – напоминает Семен Шапиро.
– Я понимаю, но может быть, это возможно.
– Я расскажу вам один случай. Ко мне на прием в Слуцке пришла женщина. И говорит: мой муж отработал много лет в колхозе, а ему дом не продают, при этом зампредседателя СПК отработала 4 года и уже выкупила свое жилье. Мы стали заниматься этой темой и обнаружили, что председатели колхозов за копейки продавали дома хозяйства своим знакомым.
Губернатор приводит цифры: стоимость одного дома 1-1,2 миллиарда рублей. При этом продавали их за 200-300 миллионов. – Получается, СПК продал свой дом за 200 миллионов, а потом, чтобы поселить доярку, должен строить новый за миллиард. И потом жалуются, что наши колхозы нищие. Поэтому мы в Минской области эту практику остановили и написали всем рекомендации: если человек хочет купить дом по невысокой цене, должен проработать в хозяйстве не менее 10 лет, – рассказывает Семен Шапиро. – Вас же никто не выгоняет, работайте, потом выкупите свое жилье.
Владимир Ивашкевич предлагает еще один вариант: продать ему жилье за оценочную стоимость.
– Давайте считать. Дом построили за 200 миллионов 6-7 лет назад, сейчас его оценят в 400 миллионов. Человек его купит и продаст потом не за 25, а за 50 тысяч долларов. И очень быстро попрощается с хозяйством, а потом на трактор некого посадить. Мы этих фокусов уже насмотрелись, – комментирует предложение губернатор.
Семен Шапиро приводит еще один пример из практики.
– Приехал я как-то на ферму в Дзержинском районе, а доярка мне говорит: "Вот дома понастроили, их выкупили и поуходили. Сейчас бывшие работники на рынке стоят, а мне выходного нет. Так становитесь в выходные и доите за меня корову". И что ты ей ответишь на это, если она работает 7 дней в неделю целый год?
Газификация поселка. Деньги в трубу
Ирина Хихич и Святослав Русак приехали на прием к губернатору из поселка Схватки. Их волнует вопрос газификации их населенного пункта.
– Началось с того, что мы услышали, что в деревню Азарки, что недалеко от нас, поведут газ. Мы уже даже создали кооператив, но все упирается в трубу высокого давления протяженностью 12 километров – от Азарок до нас. Для членов нашего кооператива это неподъемная сумма. – Я не буду вас обнадеживать, – честен с жителями губернатор. – Я просил председателей райисполкомов изучить, где в районе меньшими деньгами мы можем подключить больше людей. Они провели эту работу и определили план газификации на год. Потом во всех районках опубликовали очередность прокладки газопровода.
– Это было сделано, – подтверждает председатель Мядельского райисполкома Илья Шатько.
На год на газификацию на всю Минскую область выделено 60 миллиардов рублей. Конкретно на Мядельский район – 3,5 миллиарда рублей. Специалист райисполкома сразу подсчитывает: чтобы провести трубу высокого давления от Азарок до Схваток, потребуется не менее 15 миллиардов рублей.
– С учетом финансирования мы можем вкладывать деньги в вашу трубу несколько лет, и никого, кроме Схваток, в итоге не подключим, – рассуждает Семен Шапиро. – До вас, конечно, газ тоже доведут, но это долгосрочная перспектива. – Но ведь у нас перспективный поселок, больше 200 дворов! Нужно, чтобы мы не старели, чтобы к нам приезжали молодые кадры, – более душой за свою деревню Ирина Хихич. – Вы совершенно правильно говорите, – согласен с ней губернатор. – Но сегодня у нас есть районы, где газ подведен только к райцентру, например, Березинский. Желание ваше понятно, но все должно быть справедливо. Газифицировать населенные пункты мы будем по очереди и так, чтобы с каждым годом могли подключить все больше людей.
Детские сады. "Дети спят в холодных постельках, а родители потом – на бюллетень"
Святослав Русак 18 лет проработал председателем сельского исполнительного комитета и привык беспокоиться за общественные дела. – У меня к вам вот такой вопрос, – начал он. – Жена работает в садике, попросили пенсионерку. Так вот она мне рассказывает: отопление отключили, дети в холодных постельках поспали, а потом родители с ними пошли на бюллетень!
– Плохо. Вот это очень плохо. Председатель райисполкома, вы должны следить за этим, – обратился губернатор к Илье Шатько. – Если не поддерживается необходимый температурный режим, то нужно включать. Это невнимательность. Разве лучше, что родители потом дома с детьми сидят? Сэкономили 2 копейки на тепле, но потом на бюллетени потратили намного больше. Это небрежность местных органов.
Илье Шатько поясняет, что детский сад отключили самым последним, в конце апреля.
– В каждом садике есть термометр. Если с уважением к детям относится, то 20 градусов в группах должно быть. Если упала температура – заведующая должна позвонить и сообщить об этом, – уверен Семен Шапиро. – В Логойске однажды было: в детсаду была низкая температура, я увидел это по телевизору. На следующий день всех уволили с работы, в том числе заведующую садиком. Такая черствость к детям, что нельзя было позвонить в райисполком и сказать, что температура ниже нормы.
Таким ответом Святослав Русак доволен. – Дай вам бог здоровья, терпения, умения и помощи президента, чтобы решать вопросы, которые снизу от нас идут! – пожелал он на прощание губернатору и местной власти.