ВОДИТЕЛИ ГАЗ-АА: ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ. 21.by

ВОДИТЕЛИ ГАЗ-АА: ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ

01.07.2015 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Фронтовые версты, бесспорно, оказались суровым экзаменом не только для бойцов Красной Армии, но и для армейских машин. Эти незаменимые трудяги военного бездорожья все испытания выдерживали с честью! Да, это были настоящие автомобили-солдаты — надежные, неприхотливые и очень выносливые.

Уже после окончания войны среди трофейных документов были найдены акты испытаний попавших в руки гитлеровцев советских машин ГАЗ и ЗИС. Немецкие специалисты, которых никак нельзя заподозрить в симпатии к советской технике, давали высокую оценку конструкции, надежности и проходимости этих автомобилей.

Именно полуторку имел в виду гитлеровский генерал Фридо фон Меллентин, когда отмечал: «Техническое оснащение русских войск отвечает их нуждам. Автомашины отличаются минимальным весом, а их габариты максимально уменьшены». Советские автомобили были не только более неприхотливыми к топливу, но и лучше проходили по бездорожью, уверенно преодолевая хлипкие мостики на проселках и ледовые переправы, непроходимые для немецких тяжеловесов.

В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны в Минске имеется интересная экспозиция, рассказывающая о рядовом водителе П. Я. Михайлове, который на своей полуторке дошел до Берлина. Родом он из деревни Беляны Витебской области. Командование части подарило ему эту машину, и на ней он вернулся в свой родной колхоз. В аннотации к снимку в музее говорится, что это был единственный случай.

Это не совсем так. Привожу еще несколько подобных случаев. Шофер медсанбата, белорус, рядовой С. А. Липень в боях за город Тихвин в 1941 году вывез сотни раненых, за что был удостоен ордена Красной Звезды. В годы Великой Отечественной войны прошел боевой путь от Минска до Вены в составе 161‑й стрелковой дивизии (позже — 4‑й гвардейской стрелковой дивизии). Всего по фронтовым дорогам он «накатал» 160 тысяч километров на своей полуторке. Это уникальный случай. Машина не раз получала повреждения, а старшина Липень был дважды ранен.

В 1945 году он на своей машине вернулся на родину в деревню Брилево Березинского района Минской области, помогал восстанавливать родной колхоз. Это о таких, как он, писали в газетах: «Честь и слава тем, кто не успел снять шинели и гимнастерки, не успел вытереть горькие слезы утрат, встал на вахту возрождения».

* * *

Полуторка, на которой летом 1941 года Александр Михайлович Тыра уехал на фронт, прошла по дорогам войны 113 тысяч километров. Далеко не полный маршрут боевого пути фронтового шофера включал в себя Чернигов, Бобруйск, Орел, Курск, Глухов, Киев, Мозырь, Ровно, Львов, Прагу, Берлин… На машине солдат доставлял боеприпасы, продовольствие, перевозил раненых, вырывался из вражеских окружений.

В газете «Правда» за 22 мая 1975 года приведен акт приемки этой машины: «Составлен настоящий акт о том, что мы, гвардии капитан Локоть и председатель колхоза «Червоны шлях» Гайман, осмотрели автомашину Ш‑54-496 и нашли ее в полной технической исправности, по поручению военного командования возвращается колхозу после четырехлетнего пользования для нужд Красной Армии. При приеме-передаче присутствовал водитель машины A. M. Тыра». После войны автомобиль еще семь лет верно служил колхозу. Земляки А. М. Тыры вместе со студентами Киевского педагогического института решили воздвигнуть машине памятник.

* * *

В одной из песен фронтовых дней есть такие слова: «Мы вели машины, объезжая мины, по путям-дорогам фронтовым…». На встрече с курсантами военно-автомобильной кафедры БНТУ слова этой песни привела 90‑летняя фронтовичка, тоже водитель полуторки в годы Великой Отечественной войны, рядовой в отставке Ангелина Стефановна Меркулова.

В 16 лет минчанка А. Колобущенко (ее девичья фамилия) окончила курсы шоферов в городе Бузулуке, куда забросила ее судьба беженки. Воевала в 9‑м корпусе ПВО на четырех фронтах, в зенитном артиллерийском полку. В 18 лет села за баранку и все четыре года войны не прощалась с любимой машиной. Ей было что рассказать будущим офицерам-автомобилистам.

* * *

Ты Родину спасла от бед,

Была душой всех полулеток.

Ты знала знамя трудовых побед.

Ты — гордость первых пятилеток.

Возила хлеб ты и руду,

Прошла огонь и скрежет стали.

И в память ратному труду

Теперь стоишь на пьедестале.

В Минске по адресу Кулешова, 1а находится Центральный военный архив Министерства обороны Республики Беларусь. Перед входом в архив стоит на пьедестале ГАЗ-АА — знаменитая полуторка. Там приведены вышеуказанные строки гимна этой машине.

Подполковник в отставке Борис Долготович

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Фронтовые версты, бесспорно, оказались суровым экзаменом не только для бойцов Красной Армии, но и для...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика