На каждой автодороге имеются участки повышенной опасности, к которым необходимо привлечь особое внимание проезжающих водителей. Такие участки, как правило, оснащают искусственными неровностями или, проще говоря, «лежачими полицейскими», либо дополняют шумовыми полосами.
По своей сути шумовая разметка выглядит как небольшое количество уменьшенных «лежачих полицейских», которые вызывают вибрацию при проезде по ним автомобиля и располагаются на переходах или перед опасными поворотами. Специфический звук от поездки по этой части заставляет водителя уменьшить скорость движения. В городах шумовые полосы используют редко, так как скорость 60 км/ч не достаточная для должного шумового эффекта. Наибольшее распространение они получили на загородных трассах. Их установка позволяет уменьшить количество аварий на дорогах, при наезде на шумовую полосу водитель испытывает значительное шумовое и вибрационное воздействие, что привлекает его внимание к дорожной ситуации. В отличие от «лежачих полицейских», нанесенные на дорогу шумовые разметки не наносят вред подвеске транспорта, но также активизируют внимание водителя.
Нарушение технологии создания шумовых полос может привести к быстрому износу асфальтового слоя, «шумовки» в рекордные сроки сравниваются с землей, что позволяет водителю игнорировать правила.
Требования качеству шумовых полос установлено СТБ 1300-2014 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения», которым установлены параметры шумовых полос перед опасными участками и их число в зависимости от величины требуемого снижения скорости движения.
Гродненской областной инспекцией Госстандарта при проведении мониторинга на участке одной из строящихся автомобильных дорог, кроме прочих нарушений, было установлено выполнение устройства блоков шумовых полос с несоблюдением требований проектной документации — количество шумовых полос и расстояние между ними не соответствовало «схеме нанесения «шумовых полос перед пешеходными переходами».
Ирина ЦУКУР
главный инспектор отдела госнадзора г. Лида