Железная дорога, корчма и сакуны. Экскурсия по Стародорожскому историко-этнографическому музею. 21.by

Железная дорога, корчма и сакуны. Экскурсия по Стародорожскому историко-этнографическому музею

12.09.2016 12:44 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Сохранить, изучить и передать материальное и духовное богатство наших предков будущему поколению — главное в работе музея. Проект «Музеи Беларуси вместе с БЕЛКАРТ» приглашает на виртуальную экскурсию по Стародорожскому историко-этнографическому музею. Там можно увидеть настоящую белорусскую корчму, а также как выглядела железнодорожная станция в XIX веке, и узнать, кто же такие сакуны.

Государственное учреждение «Стародорожский историко-этнографический музей» создано в 1999 году. Музей расположен в здании Дворца культуры, включает экспозиционный и выставочный залы, фондохранилище, служебные помещения.


В 2011 и 2015 годах ГУ «Стародорожский историко-этнографический музей» получило два гранта Минского областного исполнительного комитета «В поддержку более значимых проектов в области культуры и искусства» для создания двух разделов постоянно действующей экспозиции.

Первый раздел посвящен «Истории дорог и почтовой службы» и представляет собой почтовую станцию начала XX века. Сегодня в Беларуси сохранено 37 почтовых станций и две из них — на Стародорожчине. В экспозиции воссозданы помещения почтмейстерской, кузницы, корчмы.

В стендах и витринах помещены архивные документы, материалы и фотографии по истории становления города Старые Дороги, о развитии почтовой службы, строительстве важнейших объектов ХІХ века — Московско-Варшавского тракта и железнодорожной ветви Осиповичи — Старые Дороги Либаво-Роменской железной дороги.


Первое письменное упоминание о местечке Дороги найдено в архивных документах Великого Княжества Литовского и датируется 1524 годом, оно находилось во владении князей Олельковичей. Это княжеский род герба «Погоня», одна из ветвей Гедиминовичей, его представители занимали привилегированное положение в Великом Княжестве Литовском. Основные имения они имели в Слуцке и Слуцком княжестве, куда входили и земли Стародорожчины.


Местечко Дороги, в будущем Старые Дороги, возникло как небольшое поселение, которое располагалось среди лесов и непроходимых болот, приблизительно посередине пути между Слуцком и Бобруйском.

С давних времен по причине сильной заболоченности здесь приходилось всегда держаться проложенных ранее гатей (или запруд). Старая гать пролегла от населенного пункта на север, новая — на юг. Поселение возле старой гати получило название Старые Дороги, у новой же гати возникло поселение, которое было названо Новые Дороги.

Значительную роль в экономическом, социальном и культурном развитии Стародорожчины сыграли дороги. После трех разделов Речи Посполитой и присоединения Беларуси к Российской империи началось активное строительство почтовых дорог и станций. Во второй половине ХVІII века было построено несколько крупнейших магистралей, одна из них - Московско-Варшавская, которая прошла через Могилевскую, Минскую и Гродненскую губернии. Почтово-пассажирское и грузовое движение между населенными пунктами стало регулярным.

По замыслу авторов музейной концепции в первом зале экспозиции посетителей встречает почтмейстер.


Впервые верстовые столбы в Российской империи были поставлены в 1784 году вдоль дороги в направлении от Москвы до Коломны. Отсюда и название «коломенская верста», которая была принята за российскую меру длины на всех дорогах Российской империи и равнялась 1 км 60 метрам. Верстовые столбы указывают расстояние от города Старые Дороги до Москвы и Варшавы.


В начале ХХ века для пассажирского и почтового движения летом использовали бричку и дилижанс, зимой — сани. Для доставки тяжелых грузов из Слуцка в Бобруйск использовали такой вид транспорта, как балаголы. Эту тяжелую работу в то время на Стародорожчине «монополизировали» евреи. Центральное место в экспозиции занимает отреставрированная бричка, которая была любимым пассажирским транспортным средством зажиточных крестьян и знати.


Почтовая станция включала в себя целый комплекс построек. Сюда входил станционный дом для сортировки корреспонденции и комнаты для постояльцев, флигель для ямщиков, конюшни, сараи для транспорта, корчма и кузница. Приезжие знали, что здесь можно подкрепиться, переночевать, а лошади отдохнут от тяжелой дороги и будут накормлены.

До начала ХХ века корчма в Беларуси являлась самым шумным местом, где с удовольствием собирались не только приезжие, но и местное население. Хозяин корчмы — человек самостоятельный, сдержанный, должен быть трезвым, приветливым, внимательным и услужливым с посетителями. Основная задача хозяина корчмы — накормить посетителей, умирить дебоширов. Корчмы имели замысловатые названия «Последний грош», «Пекло», «Утрата», «Под дубом», «У Абрама» и т.д. Наша корчма носит название «Лавігрош», здесь посетители знакомятся с рецептами традиционных блюд местной кухни и режимом работы начала ХХ века. Все элементы интерьера максимально приближены к оригиналу.


При почтовой станции работала кузница — помещение, где выполнялись все ремонтные работы. Здесь можно было подковать лошадь, заменить сломанное колесо, смазать дегтем оси, починить упряжь. В кузнице установлен горн, кузнечные меха, наковальня, коллекции кузнечных клещей и подков, молотки и предметы ручной ковки.


В феврале 2016 года открыт второй раздел постоянной экспозиции музея «Материальная и духовная культура белоруса-сакуна начала ХХ века». Создана уникальная этнографическая экспозиция, воссоздающая быт общины сакунов, проживавших на территории Стародорожчины, и сохранившая самые интересные и важные черты этой этнокультурной общности.


Сакуны - часть самого большого белорусского племени дреговичей, со своей богатой культурой, обрядами, обычаями. На Стародорожчине до нашего времени сохранились уникальные лингвистические особенности говора с характерным саканием (отсюда и название сакуны). Сакунами они называются из-за особенностей произношения глаголов, которые заканчиваются на мягкое «ся», у них в произношении звучит твердое и звучное «са». Например, «выспаўса (выспался), нагукаласа (наговорилась), завернесса (повернешься), прагуляймаса (прогуляемся), абачхніса (проснись)».

Сохранены многие самобытные традиции в ткачестве, вышивке, пошиве и изготовлении народного костюма, кузнечном деле, столярном мастерстве и др.



У белорусов-сакунов особая традиция застройки деревни, орудия труда и особенности рыболовецких снастей, особые образцы ткачества, которые еще встречаются в старинных бабушкиных сундуках у местных жительниц.

Особо ценными являются этнографические портреты Исака Сербова, белорусского историка, этнографа, фольклориста. Он снимал крестьян в рост, в фас, в профиль и сзади, стремясь показать особенности их одежды головного убора.

Жители белорусских деревень и местечек на фотоснимках Сербова показаны красивыми и достойными. Белое льняное одеяние с деликатным орнаментом, его чистота, особенные наймитки на головах женщин свидетельствуют о высокой и особенной культуре, свойственной крестьянам. Среди фотоснимков совсем мало таких, где увидишь бедность, убогость, нищету крестьянства. Зажиточность белорусских крестьян неоднократно подчеркивал Сербов и в своих этнографических записках и отчетах по экспедиции.

Эти фотодокументы являются бесценным источником визуальной информации о том, какой была Беларусь в начале ХХ века. Стоит отметить, что в экспозиции представлены экспонаты — оригиналы, которым более 100 лет.

В выставочном зале музея организуются сменные тематические выставки на основе собраний коллекционеров, художников, фотографов, мастеров народных промыслов и ремесел. Кроме традиционных форм работы (экскурсии, презентации) музей реализует разнообразные творческие проекты, мастер-классы, тематические музейные уроки, акции и встречи.

Фонды Стародорожского музея насчитывают более 3,3 тысячи экспонатов. Формируется 16 фондовых коллекций: живопись, графика, скульптура, нумизматика, бонистика, этнография, ткачество и одежда, вышивка, соломоплетение и соломоаппликация, фотографии и негативы, книги, документы, вымпелы и флаги, подарки.

В мемориальных фондах хранятся документы, фотодокументы и личные вещи участников Великой Отечественной войны и войны в Афганистане, передовиков производства, деятелей литературы, науки и искусства. В тематических разделах представлены материалы по истории развития предприятий, школ, учреждений культуры района.

Адрес: 222 932, Минская область г. Старые Дороги, улица Пролетарская, д. 31, тел. 8 (1792) 58−7−16.

Режим работы: Понедельник — суббота: с 8.00 до 17.00, перерыв 13.00−14.00. Воскресенье — выходной.

Стоимость входных билетов в 2016 году: для учащихся — 1 рубль, для взрослых — 2 рубля, организация экскурсий для группы до 25 человек — 5 рублей для учащихся, 7 рублей для взрослых. Музейный урок — 1 рубль.

Справка о проекте:

Организатором проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Его главная задача — информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.

Все материалы проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ»

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В музее можно увидеть настоящую белорусскую корчму, посмотреть, как выглядела железнодорожная станция в XIX веке, и поближе узнать, кто же такие сакуны.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика