"Яровит" в долгах: смогут ли белорусы взыскать деньги со знаменитого банкрота?. 21.by

"Яровит" в долгах: смогут ли белорусы взыскать деньги со знаменитого банкрота?

16.10.2015 09:48 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Через несколько недель, 10 ноября, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области планирует рассмотреть дело о банкротстве «Автомобильного завода «Яровит» — главного проекта Андрея Бирюкова, сделавшего бизнес в Беларуси и теряющего его теперь в России.


Андрей Бирюков. Фото: www.zautra.by

В судах находятся десятки претензий к компаниям экс-партнера миллиардеров Михаила Прохорова и Владимира Потанина со стороны российских кредиторов.

Бывшие партнеры Андрея Бирюкова в Беларуси, с которой его связывает учеба в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники и Белорусском государственном экономическом университете и несколько известных проектов, тоже не готовы подставить плечо в непростой ситуации.

В базах российских судов появился иск ликвидатора («ЮГ «Советник») представительства «Автомобильного завода «Яровит» в Беларуси. Оно закрывается. И теперь белорусы наряду с десятками российских кредиторов хотят получить деньги с владельца «Автомобильного завода «Яровит».

Параллельно через Верховный суд Беларуси и Экономический суд Минска белорусские контрагенты пытаются взыскать долги с другого бизнеса Бирюкова — компании «Яровит энерго».

Какой след в белорусском бизнесе оставил выросший из рядового дилера МАЗа в партнера нескольких российских миллиардеров и знакомого нескольких президентов соавтор одного из самых нашумевших проектов в российском автомобилестроении, изучил «Завтра твоей страны».

Андрей Бирюков — уроженец белорусско-российско-украинского пограничья, к которому относится Брянщина. Там в Погарском районе он родился в 1969 году. Высшее образование получил в одном из самых известных советских специализированных вузов — Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники. После, в 1988—1990 годах отдавал долг родине в вооруженных силах, а потом устроился по специальности наладчиком микроэлектронного оборудования на «Интеграл». Правда, на госпредприятии Андрей Бирюков долго не задержался. Уже в 1991 году стал директором малого предприятия «Экосандр».

В 1993 году Андрей Бирюков создал свой главный бизнес — компанию «Яровит». К 1995 году он успел получить диплом по специальности «Экономика и управление предприятием». Возможно, высшее экономическое образование также помогло «Яровиту» войти в число крупнейших дилеров техники МАЗа на постсоветском пространстве.

На наступление государства на частный бизнес, начавшееся после 1994 года, Андрей Бирюков своевременно ответил диверсификацией бизнеса по отраслевому и географическому принципу. Кроме продукции МАЗа, «Яровит» занялся продвижением техники многих заводов России и Украины.

В 1996 году бизнесмен запустил с партнерами производственный проект — завод по выпуску телескопических экскаваторов «Святовит» в Коханово. Также Бирюков стал одним из основных акционеров и возглавил на какое-то время совет директоров воскресенского завода «Машиностроитель» на родной Брянщине.

В 1997 году он стал партнером Михаила Прохорова и Владимира Потанина, совладельцев многопрофильной группы «Интеррос». Бирюков был одним из акционеров «МинскКомплексБанка», в который инвестировал ОНЭКСИМбанк.

Сотрудничество в банковской сфере между ними продолжилось и после того, как «Беларусбанк» принудительного поглотил «МинскКомплексБанк». В 2003 году принадлежавший россиянам «Росбанк» открыл в Беларуси дочернее учреждение «Белросбанк», в состав учредителей которого вошла бирюковская компания «Яровит энерго».

Эта компания поставляла на белорусский и туркменский рынок энергетическое оборудование холдинга «Силовые машины», владельцем которого являлся прохоровско-потанинский «Интеррос».

В начале 2000- х годов Бирюков стал также крупным экспортером яиц белорусских фабрик на российский рынок. Для этого был создан торговый дом «Белая вежа», который сбывал продукцию из Барановичей, Смолевичей, Кобрина, Городка в Россию.

Компания Бирюкова первой начала застраивать элитными коттеджами территорию возле национальной библиотеки в Минске. Есть один проект, который он планировал реализовывать совместно с китайским партнером в городах Беларуси, России, Украины, Литвы и Турции, — это строительство паркингов.

В этот же период, который отличался самыми серьезными в Беларуси гонениями на частный бизнес, Андрей Бирюков принял решение о переводе основных активов в Россию. Его бизнес трансформировался в международную группу компаний Yarovit Motors со штаб-квартирой в Амстердаме, а стратегическим направлением стал выпуск тяжелых грузовиков под брендом Yarovit в Санкт-Петербурге. В 2003 году в этом городе была создана компания «Яровит моторс», которая в 2005 году открыла на площадях Ленинградского металлического завода производство техники.

Предполагалась, что мощная техника будет востребована в нефтегазовых районах России. На предприятии с визитами побывали Дмитрий Медведев, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Но вскоре оказалось, что спрос на эту продукцию гораздо меньше, чем это было заложено в бизнес-плане. Тогда Андрей Бирюков занялся созданием компании «Спецтяжтранс», задачей которой должно было стать оказание услуг по перевозке на Yarovit грузов крупных горнодобывающих предприятий.

Неизвестно, что бы получилось из этого проекта, если бы в 2010 году Михаил Прохоров не заинтересовался разработанной белорусскими специалистами, работавшими у Бирюкова в «Яровит моторс», идеей гибридного автомобиля. Так появился проект «ё-авто». Компания Бирюкова получила в «Городском автомобиле» долю в 49%. Контроль остался за структурами Прохорова.

В 2011 году под Петербургом было начато строительство основного производства. Оно должно было разместиться на площадях предприятия «Яровит моторс». Планировалось построить еще один завод в Екатеринбурге.

Другим вариантом развития проекта, инвестиции в который оценивались в 260 млн евро, было размещение выпуска автокомплектов на небольших площадках. Одну из них намечалось открыть в Беларуси.

Планы начать серийный выпуск постоянно сдвигались. Последний раз «часом икс» было названо начало 2015 года. Но годом ранее Андрей Бирюков был снят с должности руководителя проекта, а в начале 2014 года был закрыт и сам проект. Весной 2014 года основной владелец «ё-авто» группа ОНЭКСИМ за 1 евро передал все технологии государственному институту Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту «НАМИ».

В конце 2014 года в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области поступило заявление от компании «Автомастер» о признании «Автомобильного завода «Яровит» банкротом. Суд в июне этого года признал заявление обоснованным, ввел на предприятии процедуру наблюдения и назначил временного управляющего должника. Дело о банкротстве главного бизнеса Андрея Бирюкова, планируется рассмотреть 10 ноября этого года.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белорусские компании массово предъявляют претензии к соавтору "ё-мобиля".
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика