В мире и согласии. 21.by

В мире и согласии

Размер текста:
A
A
A

О своих корнях, любви к земле и сегодняшнем дне общины рассказал муфтий Мусульманского религиозного объединения в Беларуси Абу-Бекир Шабанович

Малая родина

— Мои предки жили в Ивье. В небольшом городке на Гродненщине в 1939-м, в год объединения Западной Беларуси с БССР, появился на свет и я, — улыбается собеседник. — Хорошо помню, как в 1944-м отступали фашисты. Во время бомбежки мы с соседями прятались в окопах. Однажды ударной волной меня отбросило в сторону, и мама сильно отшлепала за то, что мне не сиделось. У отца с матерью было 7 детей, выжили 5. В 8 лет я пахал, в 10 — косил: испокон веков с малых лет татары трудились на земле. После организации колхоза «30 лет БССР» всей семьей работали за трудодни, а потом на своем участке. Сдавали государству молоко, масло, зерно.

Вспоминает, что они, дети войны, с особым трепетом относились к ветеранам. Просили, чтобы те рассказали им о боях на фронте. Всем миром отстраивали полуразрушенный городок: разбирали дома, сажали ­деревья.

Признается, что послевоенное детство наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Всякий раз, приезжая на малую родину, испытывает радость.

Потомки орды

В прошлом году белорусские мусульмане отметили 620-летие поселения татар на Беларуси.

— Первые мусульмане появились в XVI веке, когда литовский князь Гедимин пригласил татар из Золотой Орды и Крыма сражаться против крестоносцев, — знакомит с историей муфтий. — В ­1410-м в Грюнвальдской битве татарские хоругви помогли одержать победу, за что Витовт щедро наградил землями и званиями. Началось массовое переселение: татарские воины прибывали со своими семьями, получали наделы и селились здесь.

Сегодня мусульманское религиозное объединение Беларуси насчитывает 19 общин. Они есть в каждой области, самая крупная — в столице. В прошлом году в Минске открылась Соборная мечеть. В торжественной церемонии приняли участие Президент Беларуси Александр Лукашенко и президент Турции Реджеп ­Тайип Эрдоган.

В каждом поколении — имам

Абу-Бекир Шабанович из рода имамов — духовного главы мусульман.

— Фамилия Шабанович происходит от названия святого месяца шаабан, предшествующего священному Рамадану, — знакомит с родословной муфтий. — Примерно в XVII веке, в годы гонения иноверцев в Речи Посполитой, она несколько трансформировалась и обрела современный вариант.

Его прадед Бекир был имамом некогда крупной мечети недалеко от Крево. Дед — ивьевской, на сегодня старейшей в стране мечети (построена в 1884 году. — Прим. авт.). Возглавлял общину и пользовался уважением земляков и отец Юхьян. Во многом благодаря и его стараниям ивьевская мечеть — единственная уцелевшая в советское время в Белоруссии.

Главное богатство — земля

— Ни один порядочный татарин не будет безработным, — считает Абу-Бекир Шабанович. — Мы очень привязаны к земле, трудимся на ней столетиями. И в советские годы, и сегодня продолжаем выращивать на своих участках зелень, огурцы, помидоры. Весной обеспечиваем свежими овощами не только Беларусь, но и стран-соседей.

По словам муфтия, белорусские мусульмане всегда работали на благо государства и жили дружно. Татары отличаются большим трудолюбием, любовью к земле, верностью традиционным семейным ценностям, сплоченностью.

Мы вместе

Отмечает, что премия «За духовное возрождение» — высокая оценка общей работы: его личной и всех соотечественников. Обращает внимание на слова Президента Александра Лукашенко о том, что сейчас особенно важно не потерять духовную суть, а суметь передать ее детям и внукам.

— Сегодня в адрес исламского мира звучит много обвинений, — говорит Абу-Бекир Шабанович. — Его связывают с терроризмом. Это далеко не так. В основе нашей религии, как и в христианстве, и в иудаизме, лежат истины человеколюбия, уважения друг к другу, помощи ближнему. Исторический путь белорусских мусульман яркое тому подтверждение. Шесть столетий мы живем в мире и согласии, вместе делим радости и невзгоды. О каких распрях может идти речь?

Именно духовная культура, воспитанная на национальных традициях, жизнь с пониманием законов Всевышнего и формирует культуру отдельного человека, общества, государства в целом, убежден муфтий ре­ли­гиоз­но­го объединения мусульман Беларуси.

Президент Беларуси Александр Лукашенко присудил премии «За духовное возрождение» и специальные премии деятелям культуры и искусства 2017 года. Ими отмечены трудовые коллективы и представители религиозных объединений за активную деятельность в гуманитарной сфере. Среди лауреатов премии «За духовное возрождение» ОО «Белорусский союз женщин» — за плодотворную работу по укреплению института семьи, охране материнства и детства, активную благотворительную деятельность, коллектив Национальной библиотеки Беларуси — за работу по факсимильному воссозданию и популяризации книжного наследия Франциска Скорины, коллектив Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова — за значительный вклад в укрепление идей человеколюбия, благотворительности и милосердия. Протоиерей Виктор Перегудов, настоятель прихода храма преподобной Евфросинии Полоцкой в городском поселке Ивенец Воложинского района Минской области, награжден за заслуги по организации социальной помощи детям-инвалидам и другим категориям граждан. Муфтий Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь Абу-Бекир Шабанович удостоен премии за значительный личный вклад в сохранение духовных ценностей и традиций мусульман Беларуси.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
О своих корнях, любви к земле и сегодняшнем дне общины рассказал муфтий Мусульманского религиозного объединения в Беларуси Абу-Бекир Шабанович Малая родина — Мои...
 
 
 


Архив (Разное)

21.by в социальных сетях


© 2004-2018 21.by
Яндекс.Метрика