Гениальный конструктор МАЗа . 21.by

Гениальный конструктор МАЗа

31.07.2018 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Корреспонденты «МП» побывали в доме Михаила Высоцкого, где 10 лет назад создали музей в его честь, и узнали, почему генеральный конструктор МАЗа запретил приглашать на его открытие прессу, какой из экспонатов считал самым ценным и за что продюсер «Ласкового мая» назвал Михаила Степановича своим крестным.


Дом на краю поселка Семежево в Копыльском районе, в котором генеральный конструктор МАЗа провел свое детство, знает каждый местный житель. Здесь 1 августа 2008 года был открыт музей. Во дворе – старый колодец и несколько деревьев, которые посадил еще отец академика Степан Григорьевич, внутри дома – две небольшие комнаты, печка и всего одна кровать. 

Михаил Степанович был младшим из троих сыновей. Их мать умерла, когда будущему талантливому конструктору исполнилось всего 7 лет. Вскоре Степана Григорьевича, который работал в колхозе вольнонаемным сторожем, обвинили в планировании поджога и отправили строить Беломорканал. Трое его сыновей, старшему из которых тогда было 16, остались одни. Когда началась Великая Отечественная, средний сын Василий, служивший пограничником в литовском Мариямполе, пропал без вести.

Именно Михаил Высоцкий в 1990-х создал для музыкантов группы «Ласковый май» эксклюзивный автомобиль, внутри которого были кухня, кабинет, студия, санузел, душ и несколько спален, а на крыше располагалась настоящая сцена. Говорят, после этого продюсер группы называл Михаила Степановича не иначе как крестным, а Пугачева лично отправляла своего водителя, чтобы тот оценил машину.

Через год после окончания войны Михаил Степанович устроился слесарем-сборщиком на Минский автомобильный завод, а после окончания в 1949 году автомеханического техникума ему предложили должность конструктора. В 1961-м 33-летний Высоцкий был назначен главным конструктором предприятия. 

– Он никогда не забывал о родной деревне, всегда старался помочь. Не раз после испытаний бесплатно отдавал технику семежевскому колхозу, который считался одним из самых передовых в стране, – рассказывают местные жители. – Если в 80-х из райцентра в Минск ходил старенький «ЛАЗ», то из Семежево в столицу можно было доехать на комфортабельном «Икарусе». 

История одной кружки
В некогда жилой комнате в глаза бросаются кружка и большой глиняный кувшин, который Михаил Степанович привез на пятилетие музея. С этими предметами было связано одно из самых важных для Высоцкого детских воспоминаний.

Дом, в котором жила семья, как и другие довоенные дома в Семежево, строился под одну крышу. Не выходя на улицу, можно было попасть во все подсобные помещения хоздвора. В одном из таких помещений, где хранилось сено, стояла кровать, на которой летом спал будущий генеральный конструктор. Перед тем как ложиться отдыхать, Михаил Степанович каждый день заходил в комнату – забрать со стола кружку с теплым молоком, которую ему приготовила мама. Это вошло в обычай. Кружка, на протяжении всей жизни напоминавшая ему о детстве и маме, даже после смерти Высоцкого стоит на том самом столе.

Многие семежевцы помнят, как Высоцкий, приезжая в деревню, первым делом шел к людям. Он знал каждого по имени, спрашивал, как здоровье детей и внуков, привозил подарки. А поскольку приезжал в основном по праздникам, деревенские ждали его на лавочках возле домов. Одним из таких праздников, который Высоцкий никогда не пропускал, были «Цари». Но Михаил Степанович не наблюдал за обрядом, а всегда был в центре событий. Даже в 70-летнем возрасте он веселился с деревенскими как подросток, ходил вместе с ними от дома к дому, играл в снежки. 

Зачем на кровати шесть подушек?
Этот вопрос, говорит Валентина Шуракова, посетители музея задают очень часто. В Семежево издавна считалось: чем больше на кровати подушек, тем богаче семья. Дом Высоцких был небольшим, и поэтому в жилой комнате стояла только одна кровать, на которой спала мама. Но подушек на этой кровати было много. И на каждой надета наволочка с красно-белой вышивкой, которую ткала сама хозяйка дома. Успела научить ткачеству она и сыновей.
Когда создавался музей, работники поставили на кровать всего две подушки. Это не осталось незамеченным Михаилом Степановичем.

– Он сказал, что подушек должно быть больше. Мы все исправили. Когда в следующий раз Михаил Степанович приехал в музей, он первым делом сел на кровать между подушками и долго сидел. Наверное, вспоминал о маме. Один из таких моментов запечатлен на фотографии, которой я очень дорожу, – рассказывает Валентина Шуракова.

– Михаил Степанович всегда оставался очень скромным. Он считал, что создавать человеку памятник при жизни неправильно, поэтому был против того, чтобы пресса присутствовала на открытии музея, – вспоминает директор Копыльского краеведческого музея Валентина Шуракова. 

Модель «Перестройки»
В музее можно увидеть десятки моделей машин, созданных Высоцким. Есть здесь и знаменитый автопоезд «Перестройка», ставший сенсацией Парижского большого салона автомобилестроения и завоевавший в 1988 году золотую медаль. В бельгийском журнале Transporama тогда писали: «Инженеры многих фирм пристально ­изучали «Перестройку», и их пренебрежительная усмешка быстро сменялась гримасой удивления: почему у русских есть такой прототип, а у нас нет?» Патент на «поезд будущего» выкупила французская фирма «Рено».
Передал музею Михаил Высоцкий и коллекцию значков, которые он привозил из разных стран. Самые редкие и необычные – из Азии и США.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Корреспонденты «МП» побывали в доме Михаила Высоцкого, где 10 лет назад создали музей в его честь, и узнали, почему генеральный…
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика