Беларусь пока безуспешно пытается договориться с Россией о возобновлении поставок продуктов. 21.by

Беларусь пока безуспешно пытается договориться с Россией о возобновлении поставок продуктов

30.11.2014 10:00 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Как сообщается на сайте российского ведомства, Данкверт отметил, что в течение последних трех лет проблемы, возникавшие в связи с обеспечением безопасности импортируемой из Беларуси поднадзорной и подкарантинной продукции в РФ, не решались должным образом, и обострились с введением Россией ответных экономических мер. В текущем году, например, Россельхознадзор направил в Минсельхозпрод Белоруссии 43 письма с просьбой провести служебное расследование в связи с выявленными случаями нарушений при поставках продукции животного происхождения, на что было получено лишь 5 ответов. Не лучше обстоят дела и во взаимодействии по обеспечению безопасности растительной продукции. Помимо этого, возникли проблемы и в связи с многочисленными выявлениями генома вируса АЧС в готовой мясной продукции, поставляемой белорусскими мясоперерабатывающими предприятиями в РФ. Особую озабоченность Россельхознадзора вызывает выявление каналов крупномасштабной контрабанды поднадзорных и подкарантинных товаров с территории Беларуси. Все это, как отмечает российское ведомство, делает необходимой скорейшую выработку комплексного плана по коренному изменению сложившейся ситуации, с созданием системы, гарантированно обеспечивающей безопасность сырья и пищевой продукции, предназначенной для российского рынка. В числе таких мер должны быть и меры, направленные на предотвращение транзитных поставок такой продукции по фальшивым или поддельным ветеринарным или фитосанитарным сертификатам. Серьезную озабоченность у Россельхознадзора вызывает и выявление генома АЧС в белорусской мясной продукции, и непринятие белорусской ветеринарной службой каких-либо мер в этой связи. Растут и риски, связанные с продолжающимся выявлением карантинных объектов в поступающей с территории Беларуси растительной пищевой продукции. Не далее как сегодня, отметил Данкверт, было задержано 20 большегрузных автомобилей, пытавшихся провезти в Россию польскую растительную продукцию, зараженную плодожоркой и трипсом. Груз подлежит уничтожению. Данкверт особо отметил необходимость унификации на всей территории ТС методов, используемых в контрольно-надзорной деятельности, с проведением сличительных испытаний и организацией единой базы данных. Игорь Брыло, в свою очередь, отметил то обстоятельство, что введенные Россельхознадзором временные ограничения на поставку в РФ продукции с целого ряда белорусских предприятий, оказали весьма негативное влияние на двустороннюю торговлю. В этой связи он обратился с просьбой о возобновлении поставок уже с 1 декабря текущего года белорусской пищевой продукции на российский рынок. Белорусская сторона, отметил он, готова к переговорам по усовершенствованию на территории ТС системы лабораторного мониторинга пищевой продукции по отдельным факторам риска. Такая система, указывает он, должна предусматривать проведение арбитражных исследований в спорных и сомнительных случаях. Готов Минсельхозпрод Беларуси и к созданию совместной комиссии по выявлению путей попадания генома африканской чумы свиней в мясную продукцию, выработанную рядом белорусских мясоперерабатывающих предприятий и поставленную в Россию. Заместитель руководителя Россельхознадзора, главный ветеринарный инспектор РФ Евгений Непоклонов согласился с Игорем Брыло в том, что на всей территории ТС в области ветеринарии и фитосанитарии должны действовать одни и те же нормы и правила, обеспечивающие безопасность и облегчающие взаимную торговлю. До объединения трех стран в ТС, напомнил он, по результатам мониторинга продукции на безопасность и итогам проверок предприятий, временами Россельхознадзором вводились временные ограничения на половину всех белорусских предприятий, поставлявших продукцию на российский рынок. После учреждения ТС, белорусская ветеринарная служба не выявляла на предприятиях Беларуси никаких нарушений. Однако, нарушения стали очевидны после того, как Россельхознадзор возобновил свой мониторинг белорусской продукции животного происхождения на безопасность. О каждом случае выявления в такой продукции вредных и опасных веществ Россельхознадзор уведомлял ветеринарную службу Беларуси – с просьбой провести служебное расследование и принять все необходимые меры для того, чтобы такие нарушения не повторялись. Однако, Россельхознадзор не получал информации о проведенных расследованиях, а нарушения повторялись. Дело дошло до того, что одно из предприятий безнаказанно допустило уже три десятка нарушений. Не меньшую тревогу вызвало и то, что в 11 субъектах РФ были выявлены товарные партии содержащей геном вируса АЧС готовой мясной продукции, произведенной 5 крупными мясоперерабатывающими предприятиями, расположенными в 4 областях Беларуси. Речь идет о сотнях тонн такой продукции, подчеркнул Евгений Непоклонов. Никакой информации об итогах расследования по этой проблеме и о принятых мерах Россельхознадзор не получил, несмотря на то, что масштабы производства такой продукции свидетельствуют о массовом убое животных, инфицированных вирусом АЧС. Источник сырья, полученного от таких животных, так и не установлен. Вместе с тем, как говорится в сообщении, белорусская ветеринарная служба официально объявила только о двух вспышках АЧС на территории страны. У россиян вызывают вопросы и вспышки заболевания вблизи границы с Беларусью – в Польше, Литве, а также в Смоленской и Псковской областях РФ. Другая проблема, отметил Непоклонов – это крупномасштабная контрабанда поднадзорной и подкарантинной продукции, идущей с территории Беларуси в сопровождении фальсифицированных сопроводительных документов. Трудно представить, заметил Непоклонов, чтобы белорусским таможенникам не было известно, что транзит бразильской мясной продукции через территорию Евросоюза запрещен, тем не менее, они пропускали товарные партии продукции, которая далее следовала как якобы бразильская. Эксперты Россельхознадзора установили, что на самом деле эта продукция была произведена в странах Евросоюза – Германии, Нидерландах и Польше. Не стоит забывать при этом, отметил российский специалист, и о том, что Польша является страной, неблагополучной по АЧС. Не обратила внимания белорусская ветеринарная служба внимания и на то, что якобы из Черногории на территорию Беларуси для последующего транзита было поставлено более 10 тысяч т свинины – при том, что поголовье всех черногорских свиней не превышает 18 тысяч голов. После введения РФ ответных экономических санкций Беларусь стала поставлять в Россию не только большие объемы продукции, но и те виды продукции, которые раньше не поставляла. Россельхознадзор выявляет крупные объемы контрабандной не только мясной, но и плодоовощной продукции. Выявляются и украинские сыры, поставляемые под видом белорусской продукции. При этом, как отмечают в Россельхознадзоре, помимо прочего, наносится удар по репутации добросовестных белорусских производителей – поскольку выдаваемая за белорусскую украинская молочная продукция зачастую фальсифицируется добавлением растительных жиров. Там говорят, что ситуация с поставками контрабандной продукции через территорию Беларуси показала необходимость скорейшей унификации соответствующих требований и правил на всей территории ТС. Директор Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК Олег Арнаутов отметил красноречивость приведенных примеров, свидетельствующих о настоятельной необходимости принятия системных мер для сужения возможностей для противоправной активности. Это потребует принятия новых законодательных актов, направленных на устранение уже существующих или потенциальных рисков. При этом, обязанности контрольно-надзорных служб при наступлении определенных ситуаций должны быть прописаны четко и однозначно. Важное значение имеет и обеспечение реальной эквивалентности в работе национальных контрольно-надзорных служб. Специальные экономические меры, введенные Россией, отметил Арнаутов, высветили существующие структурные недостатки существующей системы, и убедительно показали необходимость ее реформирования с приданием ей большей открытости и прозрачности. В частности, должен быть выработан общий алгоритм действий при выявлении генома АЧС в продукции, и на его основании подготовлены необходимые документы Комиссии ТС. Необходима и новая концепция взаимодействия ветеринарных и фитосанитарных служб с силовыми ведомствами по борьбе с контрабандой. В основу таких решений может быть положен огромный опыт, накопленный Россельхознадзором, заметил Аргаутов. Комиссия ТС готова в экстренном порядке подготовить первоочередные документы, подчеркнул он. Говоря о необходимости повышения доверия между контрольно-надзорными службами стран ТС, помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко заметил, что большую роль как в повышении такого доверия, так и в снижении рисков, должно сыграть введение на всей территории ТС комплекса электронных систем проверки, сертификации и прослеживания поднадзорных и подкарантинных грузов. Начальник управления внутреннего ветеринарного надзора Россельхознадзора Владимир Шевкопляс отметил, что если партнеры России по ТС будут так же строго контролировать поступающую к ним российскую продукцию, как Россельхознадзор, это послужит повышению уровня безопасности на общем рынке. Говоря о важности совместного использования электронных контрольно-надзорных систем, он отметил, что Россельхознадзор готов принять для стажировки специалистов из Беларуси и Казахстана. Готовы работать с ними специалисты Россельхознадзора и по другим блокам проблем, в частности, в области лабораторного контроля и организации мониторинга. Координацию совместных действий затрудняет отсутствие ответов белорусской ветеринарной службы на обращения Россельхознадзора, отметил начальник одного из отраслевых управлений Россельхознадзора Владимир Шевкопляс. Главный ветеринарный инспектор Беларуси, директор департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода Василий Пивовар заверил, что по каждому письму Россельхознадзора проводятся действия, однако российская сторона о них не всегда уведомляется. Директор главной государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений Минсельхозпрода Леонид Плешко также заверил, что по каждому обращению Россельхознадзора проводятся необходимые действия. Вместе с тем, он отметил, что возглавляемая им инспекция не обладает необходимыми полномочиями для того, чтобы не допустить попадания контрабандных растительных грузов из Беларуси в Россию. По итогам встречи подписан протокол, который документирует достигнутые договоренности о совместных действиях по решению возникших проблем. В частности, относительно эпизоотической ситуации по АЧС и мерах, принимаемых госветслужбой Беларуси по недопущению поставок территорию РФ продукции, содержащей геном вируса АЧС, решено, что белорусская сторона предоставит Россельхознадзору подробную информацию о результатах расследования по каждому мясокомбинату, в продукции которого был выявлен геном АЧС и принятых в этой связи мерах. Помимо этого, до 15 декабря текущего года будут представлены данные о поставщиках свиней и мясного сырья об объемах выпущенной продукции, о результатах мониторинговых исследований домашних и диких свиней на АЧС, а также продукции на показатели безопасности, о динамике поголовья свиней, о мощностях мясоперерабатывающих предприятий и холодильников, о количестве ветеринарных специалистов производственной и государственной ветеринарных служб, закрепленных на этих предприятиях, о мероприятиях по ликвидации очагов АЧС, о результатах лабораторных исследований патологического материала. В тот же срок Россельхознадзору будет представлена информация о мерах реагирования на все случаи выявления некачественной продукции животного происхождения, в том числе в отношении усиленного лабораторного контроля за продукцией предприятий, указанных в официальных уведомлениях Россельхознадзора, а также по проведению сличительных испытаний, мониторинговым исследованиям, аккредитации лабораторий, осуществляющих деятельность на территории Беларуси. Белорусская сторона предложила под гарантию Государственной ветеринарной службы с установлением усиленного лабораторного мониторинга, снять временные ограничения на поставку в Россию животноводческой продукции с предприятий ОАО "Бабушкина крынка", ОАО "Рогачевский МКК", ОАО "Витебская бройлерная птицефабрика", ОАО "Смолевичская бройлерная птицефабрика", ОАО "Птицефабрика "Рассвет", ОАО "Дзерджинская бройлерная птицефабрика" ОАО "Брестский мясокомбинат", ОАО "АФПК" Жлобинский мясокомбинат", ОАО "Калинковичский мясокомбинат", ОАО "Березовский мясоконсервный комбинат", на которых ранее были выявлены нарушения. В протоколе также отмечено, что по вопросу перемещения транзитных партий растительной продукции через территории государств ТС стороны к соглашению не пришли. Российская сторона констатировала продолжение транзита растительной продукции с территории Беларуси в Казахстан через территорию РФ, несмотря на разрешение такого перемещения исключительно через пункты пропуска через государственную границу России. Отмечено также, что такая растительная продукция опасна в карантинном фитосанитарном отношении как для России, так и для самой Беларуси. Белорусская сторона при этом настаивает, что не обладает полномочиями не допускать транзит европейской растительной продукции в Казахстан через территорию России. Российская сторона просит до 1 декабря текущего года представить официальную позицию белорусской стороны относительно запрета транзита через пункты белорусские пропуска подконтрольных государственному ветеринарному надзору санкционных товаров, следующих в адреса казахстанских получателей и получателей в третьих странах. Помимо этого, Россельхознадзор считает целесообразным принять новый, актуализированный в соответствии со сложившейся к настоящему времени ситуацией, порядок взаимодействия государственных контрольных органов, в частности, в пунктах пропуска, для обеспечения более эффективного информационного взаимодействия.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как сообщается на сайте российского ведомства, Данкверт отметил, что в течение последних трех лет проблемы, возникавшие в связи с обеспечением безопасности...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика