Чикатило вернулся. 21.by

Чикатило вернулся

Размер текста:
A
A
A


В минувшую пятницу в галерее современного искусства «Ў» гостей поили вином и угощали хлебом из аквариума без воды и рыбок. Причаститься предлагалось по поводу двойного праздника: двухлетия галереи и открытия персональной выставки «Як у жахлiвай казцы» художника Михаила Сенькова, работающего под псевдонимом А.Р.Ч. - Андрей Романович Чикатило.


На входе публику встречали две жестяные бочки. Курящие посетители ошибочно выкидывали в них окурки, пьющие - стаканчики. Позже оказалось, что это элемент антуража выставки: бочки наполнили дровами, которые подожгли. Два костра по рецепту американских бездомных, а также стены степенно погибающего культового сооружения «Бар «Малако» (поговаривают, что к его закрытию отчаявшиеся столичные хипстеры готовят акт ритуального сожжения ломографов и «конверсов») были призваны настроить приходящих на нужный, боязливый, лад. Как-никак анонс в Интернете гласил: ключевым в выставке является образ Чикатило, в частности - «Чикатило, читающего лекцию своим жертвам» . Всем пришедшим обещали также показать «портреты самих жертв убийцы и работы, посвященные другим советским маньякам» .


Внутри у входа можно было найти бумажки с интригующими напутствиями художника для всех желающих ознакомиться с его творчеством: «Неси мой дом скорей в костер, а то я в нем совсем замерз»; «Страшная сказка, - сказала мама, впервые увидев меня голым»; «Горящий дом - единственная реальность, в которую стоит верить» - и жизнеутверждающее: «Паника, азарт, члены, нуга… Как в страшной сказке, где попугай с черным лицом насилует младшего брата, где опавшие груши не тлеют, прорастают червями, в страшной сказке, где жизнь превращается в смерть, рука - в нож, нож - в оскал, любимая учительница - в маньяка, труп - в первую женщину, крылья - в пыль» .

Выставка вызвала мощный интерес: небольшое помещение галереи было усеяно журналистами, иностранцами, актерами театра «Инжест» и обычными прохожими, счастливо миновавшими охранника и проникшими в цитадель креатива на звуки кричащих девушек, раздававшиеся из динамиков. Последние расхаживали по помещению и приставали к публике в образах человека в раздробленной на куски золотой маске и брутальной школьницы - убийцы с топором. Публика разогревала друг друга жуткими сплетнями. «А художник-то раньше в морге работал и придет сегодня в одежде одного из своих… пациентов!» - сообщила одна девушка другой. «В морге все пациенты голые! Он будет голый? - ужаснулась собеседница и выдала нечто совсем невыносимое: - Я видела, сколько они вина принесли. Там не больше пятнадцати бутылок. Пойдем, пока не закончилось!»

Тем временем перед публикой предстали герои вечера: арт-директор «Ў» Анна Чистосердова и собственно А.Р.Ч. в очках, с бородой и в обычной белой рубашке - он скорее напоминал стереотипного программиста, нежели автора строк«Рубка мяса, сдирание кожи, выдавливание глаз, фаршировка кишечника, фиксация век - эстетика обнаженного позвоночника» . Анна поблагодарила публику за присутствие и попросила не бежать «за вином сразу, а посмотреть прежде экспозицию» . Михаил Сеньков, как и подобает начинающим художникам на открытии своих первых персональных выставок, говорил мало и тихо - никто ничего не понял, кто-то резко крикнул: «Микрофон ко рту поднеси!» , но в результате все поаплодировали и разбрелись изучать экспонаты под неизвестно откуда возникший запах свечей.

Много обсуждался стиль картин - ар-брют, грубое искусство. «Представители ар-брют работают только для себя и своих близких, до тех пор пока эксперты не отнесут их творчество к системе искусства», - указывалось в листке - путеводителе по выставке. Для себя и своих близких Сеньков нарисовал, по собственному признанию, «реально очень много работ» , из них «около 100 хранится в личной коллекции, около 50 - в частной» . Несмотря на единый стиль, произведения, представленные в галерее, были очень разными. Так, на полотне под названием «Раны першаклашкi», например, была изображена 50-летняя женщина, одетая в школьную форму. Рядом разместился натюрморт «Сонныя птушкi»: стол, кувшин, чайник, рюмка и чаша, наполненная трупиками волнистых попугайчиков. Прочие сюжеты тоже слабо соответствовали общепринятому понятию «нормы»: посреди леса стоит одинокий мужчина в рубашке, но без трусов; человеческое тело без головы совокупляется с игрушечным конем-качалкой на железнодорожных путях, ведущих к тупику в виде могилы; мужчина, напоминающий Стива Джобса, сидит у гроба с жутковатого вида ребенком внутри.

По периметру полотен то там, то тут появлялись кресты или надписи «Осел». Публика, коченея, перемещалась от картины к картине и нервно отхлебывала вино из пластиковых стаканчиков. Экспозиция явно была чем-то более масштабным и сложным, нежели заявленная тема«советских маньяков» . Подышать свежим воздухом на улице не получалось: бочки полыхали, нагнетая что-то ритуально-чернокожее. Впрочем, разрядить обстановку поспешил музыкальный интеллектуал Сергей Пукст. Люди почти забыли, где находятся и зачем вообще пришли, благодаря его неожиданно надрывному пению, причудливым образом перетекавшему из чего-то нежно-романтичного во что-то грубо-бытовое.

Михаил Сеньков приоткрыл «БелГазете» суть выставки: оказывается, «всё это рождается только для внутреннего пользования, удовлетворения физической потребности художника» . То, что картины представлены широкой публике, - «не моя инициатива, если разобраться. Это сделали другие люди. Я за это ответственности не несу. Все это я создаю только для себя и больше ни для чего» . Никаким очевидным или скрытым смыслом картины автор не наделял: «Здесь работает только подсознание - никакой социальной или политической подоплеки» . Формула ар-брют - секс и агрессия: «Оно всё не необычно - оно естественно. Агрессия живет в каждом человеке. Хищник-добытчик - это нормальная человеческая связь. Это живет абсолютно в каждом. То же самое с сексуальностью. Мы привыкли делить людей на гомосексуалистов, гетеросексуалистов… На самом деле все бисексуальны . Все, что я изображаю, живет в каждом человеке. А оформить и показать это сумел я. Разумеется, оформить - не в смысле заключить в раму, а в смысле придать агрессии форму. Агрессия и сексуальность есть в каждом человеке. Каждый распоряжается ими по-своему» . Понятное дело, «искусство нельзя толковать прямо», и «лицо старухи у школьницы… это слишком буквальное толкование искусства». Буквальным толкованием искусства станет и принятие крестов на картинах, свечного запаха, звуков и атмосферы за нечто религиозное: «Я человек нерелигиозный. Всякая религия - это секта. Крест - это мощный символ, как свастика. Свастика - это не символ фашизма, а просто очень мощный знак, который несет энергию. Все это работает на уровне подсознания» .
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В минувшую пятницу в галерее современного искусства «Ў» гостей поили вином и угощали хлебом из аквариума без воды и рыбок.
 
 
 


Архив (Новости Общества)

21.by в социальных сетях

Свежие газеты

14.12.2018
Mir24.TV Belarus
Кобринский вестник
Навiны Палесся
Полесская правда
Пинский Вестник
Двинская правда (Верхнедвинск)
Гарадоцкi веснiк
Днепровская правда (Дуюровно)
Голас Сененшчыны
Патриот (Ушачи)
Чырвоны прамень
Клiч Радзiмы
Газета Авангард
Новости Волковыска
Вороновская газета
Ивьевский край
Полымя
Заря над Неманам
Светлы шлях
Единство
Новости Дзержинска
Нясвижскiя навiны
Слуцк Город
Смалявiцкi край
Soligorsk News
Маяк Преднепровья
Радзiма
Горецкий вестник
Савецкая вёска
Кировец
Голас Касцюкоушчыны
Кричевская жизнь
Новости Хотимска
Новы дзень (Жлобин)
Перамога (Дятлово)
Святло кастрычнiка (Мстиславль)
15.12.2018
Mir24.TV Belarus
Полесская правда
Пинский Вестник
Гарадоцкi веснiк
Газета Авангард
Вороновская газета
Полымя
Lida.Info
Заря над Неманам
Светлы шлях
Единство
Нясвижскiя навiны
Слуцк Город
Маяк Преднепровья
Радзiма
Горецкий вестник
Новы дзень (Жлобин)
Святло кастрычнiка (Мстиславль)

© 2004-2018 21.by
Яндекс.Метрика