Не продохнуть. 21.by

Не продохнуть

11.02.2014 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Как тонко подметил в своей рекламе один из производителей сантехники, утро начинается не с кофе. И если без бодрящего напитка могут обойтись многие, то без посещения уборной, о которой в приличных компаниях говорить не принято, навряд ли, так уж устроен человек. И так устроен мир, что кто-то должен избавлять города от канализационных стоков. Водитель ассенизационной машины Александр ПАВЕЛЬЧУК рассказал корреспонденту «Р» о тонкостях одной из самых, скажем так, специфичных профессий.

Привыкнуть за полдня

На улице еще не рассвело. Кто-то после сна лишь направляется в сторону туалета. А на автобазе брестского ЖРЭУ уже собираются работники. Водители спецтехники переписывают из книги заявок адреса и отправляются в путь. Среди них и Александр Павельчук. Водителем ассенизационной машины емкостью 3,5 тонны — ее называют бочкой или цистерной — он работает уже 11 лет. Вдыхать утренний морозный воздух для Александра и двух его коллег-ассенизаторов — настоящее удовольствие. Несложно догадаться, какое «амбре» постоянно сопровождает их транспортное средство.

— После нескольких дней отдыха, не говоря уже об отпуске, дышать в машине или рядом с ней невозможно, — говорит Александр. — Через полдня снова привыкаешь, но поначалу запах кажется невыносимым.

Принюхиваюсь к воздуху в кабине. Пахнет разве что выхлопами двигателя. Недоверчиво смотрю на водителя.

— Зимой запах канализации ощущается очень слабо, — объясняет Александр, — да и в холодное время выгребную яму не почистишь — все промерзает насквозь. Поэтому сейчас я откачиваю только канализацию, а в ней запах не такой резкий.

Александр мастерски въезжает в узкий дворик жилого дома. У подъезда, жильцы которого оставили заявку, водитель открывает канализационный люк. Сточная яма полностью покрыта ледяной коркой, но достаточно слегка стукнуть шлангом по ней, чтобы начать очистку. И чтобы в нос ударил крепкий запах.

В прозрачном окошке на корпусе цистерны видно, как она постепенно наполняется. Водитель объясняет, что насос создает вакуум, за счет чего жидкость попадает в нее. Механизм работает как часы.

— А теперь представьте, что это не канализационные стоки, а фекалии, при этом на дворе жара градусов, скажем, тридцать, и запах раз в сто сильнее, — смеется Александр.

Но смешно только ему — мне от такой картины становится не совсем хорошо.

Туалет как кладбище для овощей

За разговором цистерна наполняется канализационными стоками под завязку. Чтобы избавиться от них, направляемся на станцию слива сточных вод при «Водоканале».

В кабине теперь не только выхлопы. Запах сероводорода смешивается с парами отработанного топлива и придает воздуху уж точно не приятный аромат. Спешу проветриться у ворот станции, пока Александр избавляет бочку от 3,5 тонны дурно пахнущей воды. С задачей он справляется быстро.

— Я уже говорил, что зимой мы занимаемся только канализационными стоками, — поясняет Александр, — и с ними, как правило, проблем не возникает: ничто не мешает шлангу цистерны просто качать воду туда-обратно.

А вот действительно горячая и самая «ароматная» пора для ассенизаторов наступает весной и продолжается до холодов. Пока содержимое выгребных ям снова не затвердеет.

— Бывают на улицах хорошие туалеты, а есть просто катастрофические, — делится наболевшим Александр. — Под плохими я имею в виду те, в которые люди бросают все, что лень донести до мусорки. Тряпки, бутылки, пакеты, носки, рубашки, даже куртки! Все это постоянно забивается в шланг, а достать из него предмет не так просто.

Мало того что из-за поломки простаивает цистерна, жалуется водитель, так и достать предмет из шланга — целая операция.

— Нужно найти длинную палку или штырь, чтобы пропихнуть, скажем, бутылку и снова запустить насос, — продолжает он. — Чтобы реанимировать механизм, шланг необходимо разобрать. Естественно, часть ранее набранного содержимого выливается. И сам шланг снаружи метра на два весь в нем. Иногда вымазываешься просто с ног до головы, несешь все это в машину. Запах, сами понимаете, какой. А некоторые жильцы все это видят и даже ведра воды не вынесут, чтобы шланг помыть. Сами дел натворят, а потом еще и жалуются, мол, им яму плохо откачали. Так меньше мусора туда бросать нужно! В сезон закаток в туалете — целые кочаны капусты, ветки и листья, помидоры. Разве это нормально?

За рулем — время подумать

Смешение запахов в кабине АСМ, в которой мы с Александром снова движемся на сливную станцию, не дает забыть о главной, по моему мнению, проблеме этой профессии. Но, по словам самого Александра, грязь и нечистоты — еще не все.

— Мы ведь не только по заявкам работаем, бывают еще и аварии, — говорит он. — Если трубу прорывает, то воду откачиваем мы. При этом не всегда к ней есть доступ. Иногда приходится на четвереньках подбираться, иногда срывать пол. И, сами понимаете, форс-мажора по расписанию не бывает — могут и днем вызвать, и ночью. Ничего не поделаешь, откладываешь дела, просыпаешься среди ночи — и едешь на место происшествия.

Конечно, многих проблем можно было бы избежать, будь жильцы чуть сознательнее. Но уже больше десятка лет Александр стойко переносит стойкий аромат своей службы. В ответ на вопрос: «А родные-то и семья что?» — пожимает плечами и отвечает:

— Ну а что родные? Моя работа такая же, как и любая другая. Со своей спецификой, конечно, но уж как есть. Каждую неделю стираю рабочую одежду, сам всегда после работы переодеваюсь в чистое, на предприятии есть душ. Так что мы, может быть, чистюли еще похлеще некоторых! И работу я свою люблю.

В неискренность Александра не верится. 11 лет в таких условиях выдержит только тот, кому такой труд действительно по душе.

— Мне нравится, что с утра я получаю заявки и четко представляю объем работы, — признается он. — То есть я реально оцениваю свой труд: не высиживаю время в удобном кресле, а занимаюсь делом. Плюс ко всему такие поездки — это общение с людьми, коллегами. Есть и время подумать за рулем о том о сем…

Сбиваюсь со счета, в какой раз Александр въезжает в ворота сливной станции. Третий, а может, уже четвертый. Сколько еще раз за день вернется он в частный сектор Бреста? Сколько тонн стоков и нечистот пройдет через его бочку, чтобы попасть в городские очистные? Сколько раз затопленный подвал осушит именно его цистерна?

Цифры не столь важны. Важнее понимать: чистоту и комфорт для нас создают вот эти руки. 

 
Теги: Брест
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Кто-то же должен избавлять города от канализационных стоков!
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика