ПОПРОСИЛСЯ В ГРУППУ подрывников. 21.by

ПОПРОСИЛСЯ В ГРУППУ подрывников

03.07.2018 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

пелянис
«До войны я жил в Круглянском районе в небольшом поселке с красивым названием Зеленый. Всего 36 домов. Хорошо помню теплый воскресный день, когда собрались все жители — с тревогой слушали важное сообщение. Нам, детям, было непонятно, почему у наших матерей слезы на глазах и суровые лица у отцов. Причина — война. Она сразу ворвалась в каждый наш дом, но глубины трагедии еще никто не осознавал, несмотря на то, что над поселком пролетали вражеские самолеты, мимо проходили беженцы. Казалось, этот кошмар вот-вот закончится: скоро пройдут стройными колоннами наши войска с грозной техникой, и фашистские самолеты перестанут расстреливать ни в чем не повинных людей. В это верил и я.
Враг наступал быстро: после бомбардировок горели города и поселки. Уже в первые недели войны люди стали понимать, что нужно сопротивляться, противостоять врагу. Вскоре мы узнали, что в наших лесах создаются партизанские отряды, куда уходят и взрослые из нашего поселка. Благо в нем не было фашистов: можно было готовить еду и собирать одежду для партизан, ухаживать за ранеными. Но однажды нагрянули полицаи. Завязался бой. Спасение сельчане нашли в лесу. Когда все стихло, мы увидели страшную картину: горели наши родные хаты, сараи со скотом.
После этого я и мои сверстники ушли в партизаны. В отряде «Чекист», где стал рядовым бойцом, понял, что такое партизанское братство. Родным домом стал лес. Он приютил, укрыл от неприятеля, дал возможность противостоять врагу. В школе я участвовал в различных конкурсах, редактировал стенгазету, писал стихи, рисовал. В партизанском отряде делал зарисовки, рисунки. К сожалению, ничего не сохранилось — только стихи, которые посвящал своим товарищам…
Роста я был небольшого и выглядел очень молодо, поэтому меня в основном использовали для сбора разведданных (хотя очень хотелось участвовать в боевых операциях). Часто вспоминаю девочку Лелю, с которой работали в паре. Мы ходили на станцию Славное попрошайничать и одновременно запоминали, что происходит вокруг. Важную информацию зачастую приносили в хлебе, который передавал рабочий-железнодорожник. С Лелей нам удавалось подойти к самым охраняемым объектам на станции. Она жалостливо пела песни, а я запоминал, что находится вокруг. Было очень страшно, когда вражеские патрули выворачивали наши мешки. Но еще больше было ненависти к тем, кто топтал нашу землю, кто калечил жизни мирных людей. Во время таких заданий я не раз видел на станции паровозы и железнодорожников, работавших на них. Несмотря на то, что вовсю шла война, зародившееся еще в мирное время желание когда-нибудь управлять такой техникой только укреплялось.
После того, как я перешел в другой взвод, Лелю больше не видел. Отряд наш был большой и наносил ощутимые удары по врагу. Я просил направить меня в группу подрывников. Стал третьим стрелком пулемета, но постоянно присматривался к подрывной работе.
…Шел 1943 год. Партизанские соединения активизировались в ходе «рельсовой войны». Наш взвод действовал на одном из участков линии Смоленск — Варшава. Но немцы на таких важных направлениях минировали все подходы, и, прежде чем подойти к полотну, надо было произвести разминирование. В нашей роте были два подрывника — Ваня и Николай, которые учили меня подрывному делу и всегда шутили: «С таким весом, как у тебя, ни на одной мине не взорвешься». Я благодарен им за науку, которая во многих случаях спасала мне жизнь. В ходе одной из операций мы первыми произвели расчистку полосы отвода от мин и вышли к полотну, произвели серию взрывов. Каждый отвечал за свой «кусок» работы: все делать надо было слаженно и, главное, быстро.
…Самые радостные воспоминания — соединение с частями Красной Армии, участие партизан в параде в Буйничах. Потом из нас, 17-летних, прошедших боевое крещение, создали истребительный батальон по поиску в белорусских лесах оставшихся полицаев и фашистов. Нам не было их жалко: перед глазами вставали сожженные деревни, погибшие мирные жители, товарищи партизаны. В большинстве своем фашисты и предатели сдавались, прося о пощаде. Хотя сами они ее не знали. Вспоминается случай, когда паренек-партизан, оказавшийся в родной деревне, захваченной фашистами, был выдан полицаем. Его схватили и привели в родительский дом, где был пожилой отец, мать, младшая сестра. На глазах родных его избили до полусмерти, а затем вместе с отцом вывели за околицу и расстреляли. Меня очень потрясло это известие, и я написал стихотворение. Их могила находится недалеко от могилы моих родителей. К ним почти никто не приходит. Сколько таких забытых и безымянных могил осталось в белорусских лесах! Еще одно мое стихотворение «Неизвестный солдат» посвящено этим безымянным героям.
После войны меня направили в Круглянский военкомат. Но желание управлять паровозами привело меня в депо Орши, где можно было учиться на кочегара. Начальником отдела кадров была партизанка Елена. Ее сын воевал в отряде Константина Заслонова и погиб. На работу тогда брали только с 18 лет. Однако, когда узнали, что я партизан и потерял родных, меня приняли, но с предупреждением: «Будет тяжело!». Но я выдержал: 41 год преданно работал в Оршанском и Минском локомотивных депо и никогда не жалел о своем выборе.
73 года назад закончилась война. К счастью, несколько поколений не видели ее ужасов, не знают, что такое юность, опаленная войной. Но хочется, чтобы они знали эти страницы нашей истории, чтобы помнили о тех, кто защищал свою Родину, мирное будущее. И чтобы День Победы — 9 Мая и День освобождения нашей родной Беларуси были для них такими же святыми праздниками, как и для нас».
Станислав ПЕЛЯНИС
***
Упали на землю рассветы,
Обагрился кровью закат.
Остался навек неизвестным,
Имя твое – Неизвестный солдат.
Не шагал ты строем победным,
По брусчатке чеканя шаг.
Подвиг твой прошел незаметно,
Имя твое – Неизвестный солдат.
Мальчишкой ушел в неизвестность,
Ты не сделал и шагу назад.
В бронзе ты озарил окрестность,
Имя твое – Неизвестный солдат.
Раньше всех ты встречаешь рассвет,
Позже всех провожаешь закат.
Цветы тебе дарят девчата,
Ты не забыт, Неизвестный солдат.
Спустился на землю закат,
На закате потухла зарница.
Что же не спится тебе,
былой партизан?
Что за кошмар по ночам тебе снится?

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Станислав Станиславович Пелянис более 40 лет отработал машинистом. Уже долгое время он находится на заслуженном отдыхе, проживает в Борисове. Своими...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика