«Дублеров у нас нет». Что происходит за кулисами столичного цирка в день представления. 21.by

«Дублеров у нас нет». Что происходит за кулисами столичного цирка в день представления

11.02.2019 15:08 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

«Что значит „не могу“?» — слышно от руководителя номера эквилибристов во время репетиции на арене Белгосцирка. То, что для зрителя шоу и развлечение на пару часов, для артистов — ежедневный труд и многочасовая подготовка. Мы увидели, как проходят репетиции в цирке, как ухаживают за животными, а также побывали в гримерках и узнали, что происходит за кулисами прямо во время представления.

11 февраля Белорусскому государственному цирку исполняется 60 лет. О том, как здесь все устроено и что происходит в день перед выступлением, нам рассказывает экскурсовод Анастасия Туманова. Анастасия Николаевна — потомственная артистка, 20 лет проработала воздушной гимнасткой.


Сцена с лифтом для манежей, пристройка с гримерками

Полдень. В зрительном зале уже вовсю идет генеральный прогон перед вечерним выступлением. На манеже репетируют украинские эквилибристы на першах под руководством заслуженного артиста Украины Геннадия Тараненко. Перши — это специальные шесты. Суть трюка заключается в том, что артист должен удержать равновесие, находясь на шесте, который держит на голове партнер.

Иногда во время репетиции от исполнителей номера доносится: «Я не могу». Вряд ли об этом можно догадаться, глядя выступление из зала.

Минская арена, как и само здание цирка с центрального входа, — это постройка 1959 года.

Как устроена арена? Конструкция интересна: под манежем в зрительном зале — еще три сцены на глубине почти в 15 метров.


Если нужно, круговая сцена арены опускается до необходимого уровня, въезжает на свой этаж, а на ее место поднимается манеж с другим покрытием. Выбор большой: прорезиненный манеж, с подсветкой изнутри, с паркетной доской или с деревянным настилом для цирка на льду. Манеж обычно меняют во время антракта.

За кулисами, в «карманах», стоят большие ящики с реквизитом. Если пройти по небольшому лабиринту, окажешься в новой пристройке — ей только десять лет. Тут есть тренировочный манеж без зрительного зала, вокруг которого на четырех этажах расположены гримерки артистов, ниже — комнаты для животных, в других зонах — цеха для обслуживания цирка, мастерские и тренировочные залы.


Среди гримерок на первом этаже есть и комната врача. Сегодня на смене Галина Шах. В прошлом — спортивный врач, последние пять лет женщина работает в цирке, здесь ее помощь нужна довольно часто.

— Артисты работают в опасных жанрах. Кроме того, стоит учитывать и человеческий фактор, у кого-то может подняться давление или температура. Во время спектакля тоже могут быть инциденты — врач всегда на подхвате, — рассказывает экскурсовод.


У врача в цирке не столько комната, сколько полноценный медицинский кабинет с кушеткой, электрокардиографом, биоптроном для светотерапии. Еще есть разные «укладки» — необходимый набор препараторов в чемодане: там средства как от анафилаксии, так и при клинической смерти.

— Всю реанимацию, которая делает скорая помощь, мы можем оказать здесь. Если возникают боли у артистов, то проводятся сеансы под биоптроном — так они могут тренироваться дальше, не уходя на больничные, так как дублеров у нас нет, — рассказывает врач Галина Шах.


Сегодня ее смена длится со старта репетиций (9 утра) и пока выступления всех артистов не закончатся (21.30).

Костюмерная — стразы и десятилетние костюмы

В цирке работают примерно 50 артистов, а в целом в штате около 300 человек.

— У нас очень много цехов — и оркестр, и униформа, и билетеры-контролеры, врачи, инженеры, уборщики в цирке и перед цирком, — рассказывает экскурсовод.


Одежда, украшения, обувь для белорусских, а иногда и приезжих, артистов в несколько рядов хранятся в костюмерном цеху. Здесь работают два человека, они ремонтируют одежду, стирают и гладят костюмы. Но образы создают не здесь: одежду для выступлений сначала отрисовывает цирковой художник, затем ее шьют на заказ.

Среди ярких костюмов на вешалках экскурсовод нашла даже свои наряды, которым уже исполнилось по 10 лет. Они в хорошем состоянии.


— Костюм ведь шьют под какую-то программу. Она, возможно, была востребована два- три раза за эти годы, поэтому костюм висит как новый.

А яркие наряды для девушек из балета делает один из мастеров цирка Дмитрий Титушкин. Его костюмы отличаются как минимум объемами и нагромождением деталей. Тут много перьев, страз, есть даже светодиодные ленты и тяжелые головные уборы с декоративными хвостами птиц. О последних артистки говорят, что с ними выступать тяжелее всего, они весят несколько килограммов, поэтому важно уметь сохранить равновесие и удержать украшение на голове.


— Когда такая шляпа на голове, что ты с ней можешь сделать на сцене? Только красиво походить, — говорит экскурсовод.

Как содержат животных в цирке?

В минском цирке есть свои конюшни, кроме того, здесь содержат нескольких обезьян, медведей и собак. Животные — в разных зонах на этажах.


В администрации говорят, что это третье-четвертое поколение животных, которые родились и привыкли жить в условиях цирка.

— Уход за ними хороший, все необходимые условия для жизни созданы. Спрос на номера с животными у зрителей всегда высокий, — объясняют нам в цирке.

Есть в цирке свой ветврач.




Пока на месте дрессировщики, нам показывают несколько зон с животными. Например, в цирковой конюшне 24 стойла, в них — три верблюда, две ламы, девять лошадей (и еще шесть пони) и ослик.

— Верблюды едят утром овсянку — литров семь съедают. Вечером у них 12 литров овощной смеси: в ход идут картошка, свекла, морковка, капуста. Сено и вода — в свободном доступе в любое время. У лошадей пятиразовое питание: кормят смесью из овса с морковкой и маслом, а также сеном, — рассказывает служащий, который ухаживает за лошадьми.


Зимой на улицу лошади не выходят. Нам поясняют, что разминки им хватает и на репетиции, потом им уже не до прогулки — надо отдохнуть.

— Летом, когда тепло, мы ставим для них вольер на улице, примерно шесть на шесть метров. И они гуляют на солнце. Зимой солнечные процедуры заменяет стойло с солярием, — объясняет специалист.




Есть в конюшне и отдельная комната для мытья крупных животных.

В программе участвуют и приезжие животные-артисты, условия для их проживания создает команда номера. Как раз после одного прогона мы застаем в слоновнике-тигрятнике четырех морских… не котиков, а львов, — поправляют нас дрессировщики.


Обычно в слоновнике обитают крупногабаритные животные, поэтому помещение тут высотой почти четыре метра, площадью примерно 9 на 13,5 метра. Работает вытяжка.

— Это, я бы сказала, наш VIP для животных, — говорит экскурсовод.

Морские львы находятся в транспортировочных клетках с бассейнами, в которых по 14 кубометров воды.


Животные — южноамериканской породы. Вместе с дрессировщиками Алексеем Гавриловым и Александром Хлыстовым команда приехала из геленджикского дельфинария.

— Тут необходимый минимум есть. Животные, конечно, привыкают, но потом радуются, когда возвращаются в свою широкую акваторию в аквапарке, — говорят дрессировщики.

В слоновнике стоят мешки с солью высотой с человеческий рост, рядом — бочки с водой — это засолочные. Тут смешивают воду, чтобы сделать ее похожей на морскую, и через гидранты подают ее в бассейн для животных.


— Моря здесь, конечно нет. Но мальчишки, как фокусники, наколдовали — крекс-пекс-фекс! — вот вам из пресной морская вода. Воду животным меняем каждый день. Добавляем соль в определенной пропорции, 20 промилле, как в морской воде. Стараемся, чтобы здесь было все чисто, — рассказывают TUT.BY.

Что происходит за кулисами за час до выступления

18.00, до выступления ровно час. Шпрехшталмейстер — ведущий представления — Дмитрий Александров готовится в своей гримерке к выходу. Дмитрий работает в цирке пять лет. До этого основная работа была на радио, а теперь радио — по совместительству. По образованию Дмитрий — юрист и тренер.


— Я всегда мечтал сюда попасть, в детстве хотел быть клоуном, но думал, что тут свой отдельный мир, династии. Да и после школы на цирк я благословения родительского не получил. Но когда мечта осуществилась, я был на седьмом небе от счастья, — рассказывает Дмитрий.

В гримерке у ведущего есть небольшая кровать, шкаф, трюмо с зеркалом, умывальник и санузел с душевой и туалетом. Дмитрий не тратит много времени на грим — нужно всего лишь нанести тон, подчеркнуть глаза и брови, закрутить усы. Говорит, что некоторыми карандашами поделилась жена, а отрастить и подкручивать усы посоветовал один из клоунов.

— Жена у меня, конечно, после этого сошла с ума, — шутит он.


Яркий грим он делает, только когда как артист участвует в цирке — в роли Деда Мороза, например.

Приезжих артистов селят в гостинице цирка — на Интернациональной, 24а.

— Но некоторые старые артисты привыкли жить в гримерке. По сути, они кочевники. Программа идет, допустим, два с половиной — три месяца, — тогда гримерка для них как дом родной. Они тут уже ставят мультиварки — прямо кладовка.


В это же время другие артисты создают последние штрихи для образа. Например, воздушные гимнасты Максим Виноградов и Вероника Рыбчонок помогают друг другу делать макияж. Силачи Братья Казаковы заканчивают тренировку в костюмах перед выходом на сцену. До выступления остается примерно 20 минут.

Закулисье Белгосцирка во время представления


До представления всего пара минут. За кулисами уже столпились артисты первых номеров с реквизитом. Гимнастки снова делают растяжку, канатоходцы просят сделать фото, врач со своим докторским чемоданчиком уже дежурит на месте, а кто-то из артистов следит за представлением у телевизора: там транслируют все, что происходит на манеже.



У самых кулис стоит инспектор манежа Василий Уманец. Он следит за тем, чтобы все исправно работало, вовремя открывалось и закрывалось. В цирке он около 30 лет, до этого 19 лет работал шпрехшталмейстером.

На часах 19.00. Ведущий Дмитрий Александров идет к кулисам и громко говорит артистам: «Ну что, готовы? Сделаем это!». Инспектор манежа открывает занавес, звучит оркестр, артисты выходят на пролог.




За сценой в это время все работают слаженно, быстро заменяя друг друга: одни артисты буквально вылетают на сцену, вторые прибегают обратно, третьи выезжают на машине, за ними — морские львы, потом собаки.

Случаются и мини-инциденты. Когда на сцене выступают пони, слышно, как инспектор манежа за кулисами кричит ассистентам: «Совок! Девочки, совок, просыпайтесь!».







Когда из комнаты животных выводят хищников, например медведя, проход к сцене закрывают плотной растяжкой примерно на полтора метра в высоту и ставят предупреждающие таблички. Никто, впрочем, в этот момент и не решается без дела стоять за кулисами.

Картинка в закулисье меняется очень быстро. Ближе к финалу забегают девушки из балета, надевают громоздкие рюкзаки-крылья с яркими перьями и светодиодами и в один миг скрываются из вида.


Прощаясь, артисты цирка выходят на эпилог. Врач Галина Николаевна уходит с полным чемоданчиком: ее помощь сегодня никому не понадобилась. На следующий день, в четверг, у артистов снова будет репетиция, затем три дня выступлений, и только в понедельник выходной.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
TUT.BY заглянул за кулисы цирка и увидел, как проходит один день подготовки артистов и животных в день выступления
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика