Учиться никогда не поздно. Особенно, если есть чему
Учиться никогда не поздно. Особенно, если есть чему
Делегаты Координационного совета по модернизации и развитию образования Беларуси, Центрального Федерального округа России, приграничных областей Украины провели заседание в Минске. Место встречи выбрано не случайно: наших соседей всерьез заинтересовала сложившаяся система столичного непрерывного образования. Обмен опытом продолжался два дня Минчане принимали гостей, в числе которых были ректоры вузов, начальники комитетов и управлений образования, в Минской ратуше. Россияне и украинцы также посетили Минский институт управления, гимназию № 23, гимназию-колледж искусств, детские сады-ясли. Вот это класс! Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И гости многим были удивлены. – Глава столичного образования Михаил Титенков при встрече сказал: «Можете заглянуть в любую нашу школу, и мне не придется краснеть». Мы действительно убедились в том, что в каждом образовательном учреждении оборудованы компьютерные классы, везде практикуются новые обучающие и здоровьесберегающие технологии. Материально-техническое оснащение такое, что можно позавидовать, – поделился своими впечатлениями председатель исполкома ассоциации «Центрально-Черноземная» Григорий Федоров. – К сожалению, у нас в России такая картина не везде. Процесс модернизации образования проходит гораздо сложнее. Программы есть, но такого эффекта, как в белорусской столице, не достигли. Из минского опыта, прежде всего, нравится рациональный, вдумчивый подход в формировании устойчивой системы образования. А проблемы у нас общие: ухудшение демографической ситуации, сокращение численности учащихся, из-за чего приходится даже закрывать школы. Актуален обмен методиками обучения. В поиске решений лучше объединиться и скоординировать свои усилия. – Григорий Федорович, на сколько лет рассчитано обучение в ваших школах? Как сдают выпускные и вступительные экзамены в вузы российские абитуриенты? Слышала, в Москве все еще ведутся дебаты по внедрению десятибалльной системы? – У нас пока 11-летнее обучение. Среди абитуриентов проводится единый централизованный государственный экзамен, и это у многих родителей, педагогов вызвало критику. Выпускник может быть талантливым, любить избранное дело, но «срезаться» на тестировании и не попасть в число студентов. Знаю, что в Беларуси у абитуриентов есть две попытки сдачи экзаменов: платное централизованное тестирование и профильное на бюджетной основе. Психологически легче выпускникам иметь два шанса на успех. Ваш опыт изучаем. В России не введена единая оценочная шкала, в одном регионе – пятибалльная, в другом – десятибалльная. – Что отличает московского выпускника? – Наш одиннадцатиклассник прекрасно владеет компьютером, а также одним или двумя иностранными языками. Многие школы тесно сотрудничают с вузами, поэтому выпускники выбирают профессию обдуманно. Гимназия – колледж – вуз Конечно же, запомнились всем встречи с минскими студентами. Профессор Российской академии государственной службы Борис Пономаренко не удержался от комментария: – Отличительная особенность Минского института управления – в отработанной системе отношений «ССУЗ – ВУЗ». На договорной основе институт сотрудничает с двадцатью средними специальными учебными заведениями. Только этим летом на сокращенную форму обучения поступили 39 процентов абитуриентов. Моего собеседника удивили детские сады, которые посетили делегаты координационного совета. В системе столичного непрерывного образования дошкольное стало его базисом. 94 процента минских малышей ходят в детсад. Подготовкой к школе охвачено 100 процентов пятилетних ребятишек. В школах реализуется модель многопрофильного обучения. Тесно сотрудничает с БНТУ лицей № 2, с БГУИР – лицей № 1. Нашим гостям было любопытно узнать, что каждый второй столичный школьник обучается в классах с преподаванием предметов на углубленном, повышенном или профильном уровне. Такое образование получают более 75 процентов старшеклассников. В образовательных учреждениях новог о типа – лингвистической гимназии-колледже и гимназии-колледже искусств – действует система четырехступенчатого непрерывного образования: начальная школа – гимназия – колледж – вуз. В числе преподавателей – доктора и кандидаты наук. Ежегодно от 95 до 100 процентов выпускников становятся студентами вузов. Уникальность программы в том, что, продолжая обучение в школе, учащиеся начинают осваивать программу среднего специального и вузовского образования. Турниры расширят границы Отныне традиционной станет олимпиада школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». В этом учебном году на интеллектуальный турнир будут приглашены старшеклассники из Украины. – Очень хотелось бы видеть студентами украинских вузов российскую и белорусскую молодежь. Мечтаю о том, чтобы юноши и девушки из Киева могли свободно поступать в университеты Минска и Москвы, – признался председатель исполкома Рады славянских народов Беларуси, Украины и России Сергей Кияшко. – Пока это возможно только на платной основе, исключение составляет лишь Московский государственный университет. Необходимо выработать общий критерий в преподавании дисциплин. – Сергей Николаевич, что из минского опыта вам хотелось бы применить у себя в Украине? – У минчан я заметил заинтересованность в получении образования. Ваш выпускник колледжа или института имеет гарантии трудоустройства. Была попытка Минобразования Украины ввести систему распределения. Выпускники вузов по этому проекту должны были три года отработать по месту распределения. Однако закон не был принят. Меня поразила материально-техническая база минских профессионально-технических училищ. Более трети этих учреждений включены в систему непрерывного образования: ПТУЗ – ССУЗ – ВУЗ. В профессионально-технических училищах и колледжах готовят рабочих и специалистов для всех отраслей экономики Минска по 142 профессиям, 85 процентов из них – интегрированные. Есть чему поучиться. С педагогической элитой трех стран встречался председатель Минского городского Совета депутатов Владимир Папковский. По его словам, ежегодно четверть городского бюджета направляется на развитие общего среднего и профтехнического образования. За четыре года эта сумма составила 677,6 миллиона долларов, а в 2005-м – 211,6 миллиона. Зарплата педагогов в среднем составляет свыше 500 тысяч рублей. Социальная поддержка учителей солидная: ежемесячная доплата из бюджета мэрии – три-четыре базовые величины, что позволяет увеличить ставку молодого специалиста на 30 – 40 процентов. Ежегодно педагогам вручается 100 премий Мингорисполкома в размере 600 долларов каждая. Для поддержки инновационной деятельности учителей мэрия выделяет 100 грантов на общую сумму 47 тысяч долларов. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Делегаты Координационного совета по модернизации и развитию образования Беларуси, Центрального Федерального округа России, приграничных областей Укра
|
|