В Беларуси хранятся остатки крупнейшего фотоархива Европы
В Беларуси хранятся остатки крупнейшего фотоархива Европы
Самый высокий человек в мире - житель США Роберт Вадлов с известной киноактрисой Мери Пикфорд. 1937 год. Полвека назад был получен приказ уничтожить большинство фотографий с формулировкой «сомнительной значимости иллюстрации буржуазной печати» В 2001 году мы писали о загадочной коллекции фотографий Бернарда Шоу, которую в конце 80-х нашел на чердаке дома, идущего под снос, минский лейтенант милиции. 73 снимка датировались тридцатыми годами прошлого века и были не чем иным, как самой настоящей светской хроникой. Во всяком случае, ни одной протокольной или парадной фотографии в коллекции не было. Великий физик Эйнштейн на палубе яхты. 1931 год.Главную загадку коллекции сотрудники архива белорусской литературы и искусства, куда лейтенант отнес свою находку, тогда, пять лет назад, разгадать не могли. Как эти фотографии попали в Минск? Ведь на обороте каждой стоял штамп европейского информационного агентства, и даже текстовки готовые имелись. Самой разумной версией тогда показалась одна - снимки принадлежали какому-либо узнику Минского гетто, в который свозили евреев изо всей Европы. Мао-Дзэ-Дун - руководитель компартии Китая. 6 ноября 1937 год.- Но окончательно мы не могли принять ни одну версию, - признается директор архива Анна Запартыко. - Но жизнь все расставила по своим местам. Спустя год после публикации в «Комсомолке» о еще одной уникальной коллекции фотоснимков начала XX века написала еще одна белорусская газета. Снимки, на которых изображены политики, артисты, ученые, писатели, сюжеты светской хроники и спортивные репортажи, хранятся в частных руках. Керенский Александр - бывший премьер-министр временного правительства в Париже.Сухотина-Толстая Татьяна - дочь Льва Толстого - основательница русской академии художеств в Париже.- А потом мы познакомились с историком Сергеем Жумарем, - вспоминает Анна Вячеславовна, - который много лет занимается одним фотоархивом. Так история уникальных снимком сложилась из нескольких осколков. В 1945 году сотрудники белорусского МИДа, курировавшие оформление и вывоз трофеев невоенного назначения, привезли в Минск фотоархив неизвестного происхождения. Всего в 21-м ящике оказалось 140 тысяч (!) снимков. И теперь уже понятно, что это было самое крупное довоенное собрание фотодокументов в Европе. Дальнейшая судьба его трагична. В 1947 году МИД решает, что ему архив не нужен, и передает его в Музей истории Великой Отечественной войны. Музей решает передать его в специализированный архив кинофотофонодокументов. Именно специалисты этого архива и разбирали попавшую к ним коллекцию. А она была потрясающая - портреты всевозможных випов: от политиков до спортсменов и священнослужителей, репортажи с военных маневров, церковных бракосочетаний, обрядов народов мира, покорения Арктики, светская и криминальная хроника… Практически на всех снимках стоял штамп «Всемирное фото» (Парижское, Лондонское или Берлинское отделение). Оказалось, что в 1919 году «Всемирное фото» (Wide World Pfotos syndicate WWP) - специализированную организацию по сбору и распространению фотографий - создала «Нью-Йорк Таймс», а в 1941 году ее купило агентство Associated Press. Существует WWP и сегодня - в ее библиотеке десять миллионов фотодокументов. Вот только начала XX века в ней практически нет. Эта хроника практически целиком погибла в Минске спустя десять лет после окончания войны. Известный венгерский композитор Эмерих Кальман со своей женой - русской княжной и ребенком.А ведь поначалу сотрудники архива очень серьезно занялись оформлением попавших к ним в руки документов. Но в 1954 году в Минск пришло письмо из Главного архивного управления СССР: “…необходимо провести тщательную экспертизу ценности этих материалов, так как историческая значимость большинства сомнительна…”. Москва распорядилась уничтожить “все фотогазеты как иллюстративный материал буржуазной печати”, “фотопозитивы с изображением всякого рода происшествий неполитического характера”… После такой обработки было велено все оставшееся передать в Москву. После этого распоряжения архивистам самим пришлось разбирать коллекцию с точки зрения “значимости”. “Незначимые” уничтожались целыми пачками. К примеру, в огонь были отправлены «представители религиозных культов: настоятели соборов, монахи при отправлении церковных служб, члены их семей и брачные церемонии», «сенсации», конкурсы красоты, «французские моды» (аж 387 снимков), полицейская хроника, «участники секты нудистов (голых)». Не уцелел даже «чемпион мира по веснушкам», а вот самому высокому человеку в мире удалось задержаться в белорусском архиве. Только за один день 16 января 1956 года было сожжено больше 28 тысяч фотографий. Чуть больше девяти тысяч фотодокументов было отправлено в Москву. Руководитель немецкой компартии, кандидат на пост президента Германии Эрнст Тельман выступает на митинге на Шлоссплац. Берлин. 1 мая 1930 году.В Беларуси оставалось меньше тысячи фотографий. Сегодня все они умещаются в единственном ящике в Белорусском государственном архиве кинофотофонодокументов, который расположен в Дзержинске. Правда, остается надежда, что огонь уничтожил не все снимки. Ведь если учесть, что из Берлина в Минск было привезено 140 тысяч фотодокументов, а сохранилось около 10 тысяч, значит, уничтожили 130 тысяч фотографий. А документально оформлено уничтожение меньше трети. Где остальные? Еще одна загадка. Можно только представить, что кто-то у кого-то из сотрудников белорусского архива просто не поднялась рука отправить в огонь уникальные снимки. Наверное, так уцелела коллекция фотографий Бернарда Шоу или тот архив, который до сих пор хранится у частного лица. Может быть, когда-нибудь всплывет еще что-нибудь из самого значительного для довоенной Европы фотоархива, столь бездумно уничтоженного в Минске… Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Полвека назад был получен приказ уничтожить большинство фотографий с формулировкой "сомнительной значимости иллюстрации буржуазной печати"
|
|