Василий Бизюк: полифония эмоцийВасилий Бизюк: полифония эмоций На одном из парадов физкультурников послевоенной поры в Москве зрителей поразила «Белорусская ваза». Два года назад мы вновь увидели этот своеобразный гимн красоте человека в ярком спортивном действе на праздновании Дня независимости. Режиссер потрясающего спектакля — Василий БИЗЮК. Он является и автором церемонии открытия рождественских турниров на призы Президента Республики Беларусь, Предолимпийской недели в Силичах, иных праздников спорта. Сегодня мы пригласили Василия Ивановича к разговору о его творческой кухне. — Василий Иванович, как возникла идея создать копию знаменитой «вазы»? — Совершенно случайно. Как-то в Логойске увидел похожую композицию, которую исполняли студенты университета физкультуры. Мне она очень понравилась. Решил, что если украсить ее новыми элементами, то групповая композиция прекрасно впишется в сценарий. Дело оставалось за малым — найти подходящих кандидатов. Пришлось их «отлавливать» в вестибюле вуза. На подготовку оставалось меньше месяца, очень рад, что «ваза» и на этот раз не оставила публику равнодушной. — Вы закончили Минский институт культуры. Наверняка мечтали написать сценарий всенародно любимого фильма, однако нашли себя в «спортивном» театре. Вам интересно работать со спортсменами? — Кто не мечтает стать генералом?! Грезил и я о большом кино, возможно, и родится когда-либо хороший сценарий. Ну а с атлетами работаю уже лет восемь. Начали сотрудничество с открытия Ледового дворца в Витебске, в тот же год организовали шоу «Звезды гимнастики». Оба мероприятия пришлись по душе зрителям. — Испытываете муки творчества или сценарий легко выходит из-под пера? — Идеи появляются при общении со спортсменами, их руководителями. После того, как выясню их желания, оговорю материал, который будет использован, — в голове начинается раскрутка сюжета. Замечу, что в спортивном мероприятии особый ритуал — это церемонии открытия и закрытия. На них обязательно проводится парад участников, выносятся государственные флаги. Во всем должен чувствоваться национальный колорит. План проведения турнира всегда утверждается руководством Министерства спорта и туризма. — Ритуалы предполагают повторение. Вам удается избегать стереотипов? — Всегда стремимся к новшествам. К примеру, раньше спортсмены сами выходили во время парада на церемонии открытия. Это мешало им собраться перед стартами. Решили ограничиться выносом флагов и табличек с названием дружин. В 1997 году придумали лазерную анимацию, теперь стараемся от нее избавляться. Я постоянно ищу новые формы, материалы. Кстати, последняя очень удачная находка — спанбонт, пленка, которой накрывают парники. С его помощью мы эффектно заполнили площадь черно-белым цветом: показали вечную борьбу добра со злом. Ныне вдохновляет на творчество стройка, планирую использовать леса в оформлении новых шоу. — Как вы считаете, режиссерами рождаются или этому ремеслу можно научиться? — Можно и научиться. Каждый год институт культуры выпускает больше сотни режиссеров, важно найти себя. Меня захватила работа в спорте, очень увлекает специфика видов. Далекому от такого творчества человеку спортивный костюм, инвентарь никаких идей не подкинут. А для меня это — исходный материал, причем в каждой дисциплине разный. Коньки, кроссовки, форма для режиссера — вторая «кожа» праздничного шоу. — А любой нюанс может свести все труды насмарку… — Сценарий расписан по секундам, нельзя затягивать процесс. К примеру, танцевальный коллектив выходит на площадку секунд на 12—15, на коньках выкатывается за несколько мгновений. Необходимо учитывать все эти тонкости. Вносит свои коррективы погода. К примеру, дождь на 9 Мая в прошлом году очень нам мешал. — За какую находку можете себя похвалить? — За танцующего медведя на турнире по вольной борьбе на призы Александра Медведя. Чудесный клип получился с Ксенией Ситник. Девочка — готовая спортивная артистка, обладающая положительной энергетикой. Номер оценил и Александр Медведь. Отметил он и заставку — песню о Медведе исполнял ведущий солист театра оперы и балета, его ученик Олег Гордынец. Помню, зрители рты пораскрывали от удивления, когда увидели «золотых» атлетов, неподвижно застывших в виде древнегреческих скульптур на праздновании Дня независимости. — Почему бы вам не пригласить к сотворчеству, скажем, Аллу Пугачеву? — Я с ней не знаком, к тому же она человек занятой. А вот с ее дочерью Кристиной Орбакайте довелось работать на «Славянском базаре». Очень тактичная, скромная и работоспособная певица. Вообще-то, чтобы вникнуть в ситуацию, надо не раз и не два побеседовать с людьми, досконально знающими спорт, побывать на тренировках. Иначе сморозишь глупость. Все артисты стараются больше узнать о том или ином виде, чтобы чувствовать себя увереннее. Постоянно расширяю свой кругозор — иначе сценарий не напишешь. Атлеты помогают, рассказывают о тонкостях, которые подмечают на международных турнирах. У каждого артиста свое амплуа. Так, Сергей Минский любит футбол, Дмитрий Смольский и Инна Афанасьева — ярые хоккейные болельщики. Инна не пропустила ни одного матча с участием «Юности». Расскажу один случай. Когда чествовали олимпийскую команду, которая выиграла у шведов, эта певица впервые в жизни стала на коньки. Все мы, конечно, за нее беспокоились. Но она выдержала испытание — не упала. Хочу заметить, что у нас почти все поют без фонограммы. Можете представить себе, какое впечатление производят на зрителей голоса ведущих солистов Национального академического театра оперы Василия Мингалева и Маргариты Александрович. Кстати, Мингалев — в прошлом футболист. — Вы заметили, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. О каком проекте грезите вы? — Вершина творчества — церемония открытия или закрытия Олимпийских игр. Это планка, к которой надо стремиться. Вот где сплав науки, культуры и спорта, там сногсшибательные эффекты, замысловатые трюки. Воплотить такой сценарий — как звание генералиссимуса получить. Это моя большая мечта. Есть задумка поставить исторический конный спектакль, организовать танцевальное шоу с участием клуба «Мара». Заманчиво осуществить шоу на воде. Всегда с удовольствием работаю с грациями. Художественная гимнастика — мой любимый вид. Ирина Лепарская ставит все новые и новые задачи, не терпит избитости. — Вы считаете, результаты белорусских атлетов зависят от того, как организован турнир? — Бесспорно. Когда зал набит битком, у атлетов появляется кураж: они хотят понравиться, не ударить в грязь лицом. — В каком зале вам работать проще? — Во Дворце спорта и на стадионе — там легко дышится, масса возможностей для воплощения идей. — В июне пройдет Олимпиада СНГ. Вам предстоит удивлять публику на ней? — Еще не ясно, кто будет автором сценария, так как пригласили к сотрудничеству нескольких режиссеров. Буду участвовать в конкурсе, окончательный выбор же за Минспорта. Опасаюсь ли конкуренции? Нет. Она двигает творчество. — Наметки, как устроить праздник, уже есть? — Конечно. Но я суеверен и карты раньше времени не раскрою. — Докучают советы неспециалистов? — Дельные советы всегда принимаю с благодарностью. Раздражает, когда подходят и начинают учить, что и как делать. Некоторые полагают, что культура всем по зубам. Ситуация складывается почти по Жванецкому: строителя упрекают в том, что он неправильно кирпич положил. Впрочем, такие претензии мне предъявляют от недостатка воспитания. — В основном, смею вас заверить, звучат добрые отзывы о вашей работе. Нравятся турниры и зарубежным гостям, в частности, остались довольны американские борцы. — Очень рад, что люди уехали с добрыми воспоминаниями о гостеприимной Беларуси. Полагаю, приятно слышать слова благодарности и нашим спортсменам, ведь мы своим трудом поднимаем престиж страны. — Какую музыку предпочитаете использовать в шоу? — Если элемент возвышенный — классическую или оркестровую. Современный парад можно проиллюстрировать и популярной. Всякая тематика хороша. — Трудно представить, как белорусской плясовой можно украсить соревнования штангистов. — Очень даже просто. В момент, когда атлет, взяв вес, бросается к тренеру и поднимает его на руки. В любом виде — полифония эмоций. Желательно, чтобы наши композиторы начали сочинять музыку симфонического звучания для площадных спектаклей, стадионных зрелищ. Лично мне нравятся произведения Вангелиса, автора композиций для Демиса Руссоса. — Провальные мероприятия в вашей практике случались? — Не без этого. Называть их не хочу, пришлось пережить немало неприятных минут. Сам был виноват, изначально не поставил себя правильно перед заказчиками. Но так уж заведено: побеждает команда, а проигрывает тренер. — Не может так статься, что на спортивном мероприятии будут доминировать развлечения? — Нет. Спорт — действо, выраженное ярко. Возьмите, к примеру, бокс. В нашей составляющей — художественности — присутствует вымысел. А в самом виде — точность и сила ударов. ПОСЛЕСЛОВИЕ Мечта Василия Бизюка о воплощении сценария церемонии открытия Олимпийских игр присуща не только ему. Так, церемонии открытия и закрытия Олимпиады-2008 в Пекине доверили китайскому режиссеру Чжану Имоу. Автор фильмов «Дом летающих кинжалов» и «Герой» по такому случаю даже пообещал отказаться от работы над фильмами на ближайшие два года. Вот только доснимет кино «Носить золотые доспехи в городе». Как уже заявил Моу, церемонии открытия и закрытия станут «плодом коллективной мудрости». Почему бы и нет, если художественным советником у господина Имоу будет знаменитый Стивен Спилберг. Свою руку к действу приложит и Рик Берч, который ставил церемонию открытия Олимпиады-2000 в Сиднее. Присутствие звезд на празднике под названием Олимпийские игры — дело привычное. Но чтобы сразу два мэтра такого уровня и режиссировали… Одним словом, ждем. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На одном из парадов физкультурников послевоенной поры в Москве зрителей поразила «Белорусская ваза». Два года назад мы вновь увидели этот своеобразны
|
|