Высшая ценность — человек
Важнейшим событием политической жизни уходящего года стало издание Президентом Республики Беларусь Директивы № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Она является программным документом дальнейшей повсеместной дебюрократизации государства, его функций, формирования подлинно народного государства, реализации на практике конституционного положения: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».
В Директиве № 2 дана критическая оценка проявления бюрократизма в государственной жизни. Государственный аппарат должен поднять на качественно новый уровень свою деятельность, преодолеть бюрократический стиль управления, значительно улучшить работу с гражданами. Разумеется, критикуя недостатки в деятельности государственных служащих, важно помнить о том, что эти служащие составляют основу государства, его власти, элиту общества, определяющую пути социального развития. В целях преодоления бюрократического управления и сознания необходимо совершенствовать правовое положение государственных служащих на уровне должностных инструкций, управленческие процедуры принятия решений, повышать их правовую культуру и этику управления. В процессе построения государства для народа участвуют все ветви государственной власти. В частности, Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 25 июня 2004 г. № 759 «О критериях оценки работы руководящих кадров республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома» утвердил перечень показателей эффективности работы облисполкомов и Минского горисполкома, одним из которых является состояние работы с заявлениями, предложениями и жалобами граждан и контроля за исполнением законодательства об обращениях граждан местными исполнительными и распорядительными органами. В постановлении от 26 мая 2005 г. № 544 Совет Министров пошел еще дальше: он обязал республиканские органы государственного управления, иные государственные органы, ему подчиненные, облисполкомы и Минский горисполком рассматривать работу с обращениями граждан как один из важнейших показателей деятельности государственных органов, иных организаций и их руководителей. Согласно указанному постановлению руководители государственных органов управления обязаны проводить личный прием граждан по месту их жительства и в трудовых коллективах, а также ежеквартально анализировать поступающие обращения граждан, постоянно контролировать состояние работы с ними в подчиненных (подведомственных) государственных органах, иных организациях. Постановлением Совета Министров от 16 марта 2005 г. № 285 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 января 2005 г. № 2 «О совершенствовании работы с населением» и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» утверждена форма книги замечаний и предложений, Положение о порядке ее выдачи, регистрации, ведения и хранения. В перечне, в частности, указаны торговые объекты, объекты общественного питания, бытового обслуживания, жилищно-эксплуатационные организации, больницы, поликлиники, амбулатории, аптеки и аптечные киоски, пункты таможенного оформления, нотариальные конторы и бюро, юридические консультации, вокзалы, трамвайные и троллейбусные депо и т.д. Важным способом улучшения работы государственного аппарата являются обращения граждан. Конституционный Суд в Послании о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2004 году оценил обращения граждан как одну из важнейших форм взаимодействия государства и граждан, реализации гражданами права на участие в управлении делами государства и общества, закрепленного в статьях 37 и 40 Конституции. На практике порой ограничивается право граждан на непосредственное обращение к руководителям, что вызывает их недовольство и обращения в Конституционный Суд, который в одном из своих решений признал не соответствующим положениям Закона об обращениях граждан ограничения местными исполнительными и распорядительными органами устных обращений граждан на личном приеме непосредственно их руководителями. Директива № 2 определяет направления борьбы с бюрократизмом в правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц. В частности, в ней предписывается «государственным органам, их должностным лицам при принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать их произвольного толкования и «отсебятины» при применении. В случае неясности или нечеткости предписания правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан». Важно не допускать ограничения прав и свобод граждан, ухудшения их правового положения при каждой последующей конкретизации правовых норм того или иного нормативного акта. Одним из важнейших путей преодоления бюрократизма в государственном аппарате является развитие самоуправления народа. Однако оно невозможно без активности граждан, их стремления, желания приносить пользу своему Отечеству. Поэтому девизом нынешней пятилетки стали крылатые слова: «Государство для народа, для человека, а человек — во благо своего Отечества». Эта двуединая формула обязывает государство (его органы) и человека осуществлять свою деятельность в интересах друг друга. В этих условиях приобретают особую значимость обязанности граждан перед обществом и государством, по- скольку от их осознания и степени реализации в повседневной жизни зависят права и законные интересы других граждан, комфорт и уют в каждом доме, благополучие в семьях, эффективное развитие нашего государства. Анатолий ТИКОВЕНКО, судья Конституционного Суда Республики Беларусь.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Важнейшим событием политической жизни уходящего года стало издание Президентом Республики Беларусь Директивы № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизац
|
|