Четвертый международный слет американских автомобилей собрал 18-20 мая в Юрмале (Латвия) 163 авто и более трехсот участников. Нашу страну представляли председатель исполнительного комитета общественного объединения "АвтоАмерика" Александр Шурин и президент спортивной гоночной команды "МКР-Спорт-Карт-рейсинг" Виталий Кравчук на автомобиле Chevrolet Monte Carlo 1975 г.в.
Вот что рассказал корреспонденту "АБw" Александр ШУРИН:
- Подобные мероприятия проходят в Латвии довольно часто. Это был клубный слет, на который собрались экипажи из Литвы, Эстонии, России и Беларуси. По дорогам Юрмалы перемещалась внушительная колонна чисто американских авто в сопровождении полиции. Каких-то спортивных состязаний не проводилось, поэтому времени хватало и на знакомства, и на разговоры. Наш экипаж уже пятый раз в Латвии - здесь у нас появилось огромное количество друзей. Дорога сильно не изнурила, хотя центральная трасса через всю страну от Даугавпилса до Юрмалы имеет всего одну полосу в каждую из сторон.
Первый вечер мы провели на хуторе депутата Юрмальской думы, владельца рижского автомотормузея Мариса МЕЖАПУКЕ. Коллекцию его автопарка сосчитать просто нереально - она пополняется каждый месяц. На слет Марис приехал на Lincoln Continental Cabrio 1947 года. Машина уникальная - было выпущено 800 экземпляров. На такой же машине президент Рузвельт встречал американских солдат, вернувшихся со Второй мировой войны. Оцинкованный кузов прекрасно сохранился, а мотор объемом 4,8 литра при пробеге всего 17 тысяч миль работает как часы. Проблема в том, что в те годы Америка использовала 66-й бензин, а в Евросоюзе отсутствует даже элементарный 80-й, поэтому владельцам таких авто приходится мучаться в ходе эксплуатации своих "сокровищ".
В коллекции Мариса меня удивило огромное количество и хороших, и отживших свое "реликвий" советского автопрома, которые, по его словам, стоят в очереди на реставрацию. Но их так много, что реставрировать эти автомобили будут разве что правнуки Мариса. Годы берут свое - останется ли то, что нужно будет реставрировать?
А вот в боксах абсолютно другое - автомобили в достойном состоянии и практически на ходу. Интересная деталь: под навесом "ждут" своей очереди Chevrolet Camaro и Ford Tandenberd. Среди них неплохо смотрится Запорожец. Красиво!
На следующее утро была регистрация участников. Когда все номера были выданы, колонна в сопровождении полиции двинулась по маршруту. Самая интересная стоянка, на мой взгляд, на берегу Рижского залива. Впечатляющая фотосессия. И разрешенные 0,5 промилле балуют нас холодным пивом в 30-градусную жару.
Вечерний карнавал начался в аквапарке "Немо" прямо возле залива. Накрытые столы, живая музыка - где еще пообщаться коллекционерам и реставраторам, съехавшимся за сотни километров?! Наш Chevrolet, преодолев более 600 километров, мог претендовать на звание самого грязного и пыльного автомобиля. Но все с пониманием отнеслись к этому. Тратить около 40 долларов на мойку очень не хотелось.
Красота и изящество окружавших нас машин поражали. В каждой - изюминка и своя прелесть, заложенная конструкторами и производителями. Трепетное отношение к своей машине и уважение к владельцам других автомобилей - это можно ощутить только на таком шикарном мероприятии.
Огромное спасибо организатору - Латвийско-американскому автоклубу - и спонсорам, которых в Латвии не так уж и мало. Кстати, за неделю до этого проходил слет советских автомобилей. Говорят, уровень был на высоте.
Многие интересовались, когда уже в Беларуси пройдет международная выставка раритетных машин. К нам готовы приехать экипажи из России, Латвии, Литвы, Эстонии, Польши и Украины. Но проблема - в белорусских спонсорах, хотя программа мероприятия уже готова. А может, нам это не надо?
Лично мы готовимся опять посетить Латвию в конце августа. В это время каждый год в Юрмале проходит самая большая выставка старинных машин, организуемая Марисом Межапуке. Кстати, в этом мероприятии Chevrolet Monte Carlo будет представлять Беларусь четвертый раз. А в июне мы планируем посетить Эстонию и, если получится, даже Швецию. Наш автомобиль уже много раз бывал и в России, и в Украине, и в Польше, и в Литве. Интересно, что во всех этих странах подобные мероприятия проходят при поддержке государства, которое заинтересовано в таких выставках и пробегах. Это улучшает имидж страны, привлекает средства в бюджет за счет развития туризма. Но в нашей стране не такое огромное количество олдтаймеров - возможно, это связано с большой таможенной пошлиной на автомобили старше 14 лет. Неужели нет разницы между конвейерным Volkswagen Golf 1980 года и эксклюзивным Cadillac - маркой, автомобили которой можно сосчитать по пальцам? Например, Monte Carlo всего три в Европе. Если верить данным Интернета, в Австрии, Германии и Беларуси.
Представьте себе: перед вами более полутора сотен изящных, красивых, своеобразных и выразительных автомобилей. Каждый из них хорош по-своему. На вас смотрят с уважением, потому что вы истинный ценитель автостарины, нашей истории, нашего прошлого. Никогда не услышишь вопрос: "Сколько стоит ваша машина?", так как эти машины не продаются. В них вкладываются огромные средства и семейные деньги. А главное - душа. Таких людей сближает то, что заложено с детства: уберечь, восстановить, воссоздать и показать другим, что это существует и этим всем можно наслаждаться. Наслаждаться не только движением, но и внешней красотой, изяществом и выразительностью, присущими каждому такому автомобилю в отдельности.
ОО "АвтоАмерика" было создано в 2006 году. Объединяет любителей американских автомобилей с целью общения, проведения международных выставок и участия в них, представления нашей страны за рубежом. Контактные телефоны: 8(029)6-999-111, 8(029)7-555-005.
Подготовила Марина АЖГИРЕЙ.
Фото Александра ШУРИНА.